понедельник, 23 марта 2015 г.

Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ

Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы. После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.
Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой)
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблематика произведения
Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?)
Позиция
Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)
«Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа)
А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар».
А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек».
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.
Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер).
«Правду говорить легко и приятно». (Иешуа)
А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не спаривай глупца»)
Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти); М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Солженицына, не пожелавших творить в угоду власти
Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.
Милосердие и всепрощение (Маргарита — Фрида, Иешуа — Пилат)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников)
Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.
Верность и предательство (Иуда — Левий Матвей, Маргарита)
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий — Остап)
В. Быков «Сотников» (Рыбак — Сотников)
Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен — одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.
 В заключение хочется привести известные слова древнегреческого философа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться».

вторник, 27 января 2015 г.

Сочинение по рассказу Ю.Д. Нечипоренко. (2-ая часть ЕГЭ по русскому.)

              Нужно ли выражать свои чувства по отношению к родителям? – как бы исподволь спрашивает своих читателей автор рассказа, писатель Ю.Д. Нечипоренко. В этом вопросе отчасти и состоит проблема повествования. Вопрос не праздный. В любые времена теплота или холодность взаимоотношений между детьми и родителями волновала меня как в литературе, так и в жизни.
    Автор всем строем повествования от первого лица трепетно, но однозначно даёт понять читателю, что проявлять нежности в семье необходимо так же, как и говорить слова любви. Риторически звучит вопрос: «Сказал ли я ей это хотя бы раз?» И с сожалением прозаик далее пишет: «Я состоял из маминых забот, но не замечал их». Это недопустимо.
    Я согласна с мнением писателя: это недопустимо. Нельзя жить с мамой под одной крышей, но «словно в разных мирах». Подтверждение тому нахожу в повести Л.Н. Толстого «Детство».
    Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
     В качестве ещё одного аргумента в пользу необходимости выражения чувств к матерям и родным можно привести наличие множества стихов самых известных поэтов. Эти стихи посвящены матерям. Например, С. Есенин написал своё знаменитое «Письмо матери», А.С.Пушкин «Няне», Э. Асадов «Ну что ты не спишь и всё ждёшь упрямо?» «Письмо с фронта», Н.А. Некрасов Мать», И. Бунин «Матери», М.И. Цветаева «Маме». Этот список можно было бы продолжать до бесконечности, но и так понятно, что раз большие поэты обращались в творчестве к имени матери, нам тоже не пристало забывать матерей: «Всё, чем в лучший вечер мы богаты, нам тобою вложено в сердца.» (М. Цветаева)
     Таким образом, ответ на вопрос, поставленный в рассказе Ю.Д. Нечипоренко, очевиден. Выражать тёплые чувства по отношению к родителям вообще и к матерям в частности необходимо. И нужно это не только родителям, но и детям, чтобы не очерстветь душой.

воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Сочинение ученицы на военную тему. Вопросы, заданные войной.

Вопросы, заданные человечеству войной. (Темы ориентируют на причины войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне) Прочитала повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и наплакалась. Так жаль этих молодых девушек. За что они погибли? За Родину? Да, но так буднично, нелепо, почти случайно. Например, Соня Гурвич, которая пошла за кисетом, оставленным Васковым на прежнем месте. Торопясь, она натыкается на двух немцев и те убивают девушку. И не легче от того, что эти немцы тоже заплатили своей жизнью за смерть Сони. А оправдана ли смерть всех девушек? Ведь на кону Кировская железная дорога. До неё далеко, успели бы сообщить по рации охране. Там бы фашистов встретили наши. Но нет, бой приняли зенитчицы и все погибли. Борис Васильев показывает. Что война, даже если она освободительная и за правое дело, антигуманна и противоестественна для человека. Тем более для женщины. «У войны не женское лицо» (С.Алексиевич.) Галя Комелькова после убийства немца согнулась, пошла за кусты. Как пьяная, упала там на колени. Её тошнило, она всхлипывала, все кого-то звала, может, маму. Старшина знал, что «первая рукопашная всегда ломает человека», переступающего «через естественный, как жизнь, закон «не убий». Вспомнились мне стихи Ю.В. Друниной: «Я столько раз видала рукопашный, раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Вот и Васков это понимает. Будущая мать, в которой природой заложена ненависть к убийству, по живой голове прикладом била. «И это тоже Федот Евграфыч немцам в строку вписал. Потому что переступили они законы человеческие…» Вот главное противоречие, обозначенное Васильевым в повести: с одной стороны, убийство, близко, лицом к лицу, а с другой – правое дело отмщения и освобождения Родины от захватчиков. Но человек-то противится жестокости, страдает, дает слабину и из-за этого погибает нелепо, случайно. (Пока Васков оттаскивает Риту Осянину в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок.) И вот потом, со временем, в результате постоянного пребывания в горниле жестокости, перекраивается на новый лад людская совесть. Как пишет автор, «тут привыкнуть надо, душой очерстветь». Как найти тут золотую середину и не сойти с ума? Старшине Васкову это удалось. Но это в повести. А в жизни? Борис Васильев остро ставит перед современным человеком эти вопросы. Что скажут будущие поколения? Оправдают ли старшину Васкова, который вопреки своим усилиям, невольно сгубил пять женских жизней? Сам Васков говорит: «Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?.. Пока война, понятно. А потом. Когда мир будет?» Рита перед смертью ему отвечает: «Не надо. Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом – канал.» Так говорит Рита Осянина. А что скажут ныне живущие? Борис Васильев отвечает на этот вопрос финалом повести. Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту. А расскажет об этом простой турист, который ничего не знает и не помнит о том, что здесь за его беззаботную жизнь кровь проливали. «Здесь, оказывается, тоже воевали»,- напишет он между делом своему приятелю. А для капитана старик без руки – тятя, т.е. как отец. Значит, простил Васкова сын Риты Осяниной, Альберт, раз тятей его называет. И для него гуманно или негуманно, что женщины воевали и погибли, вопрос второй. Главное - восстановление памяти, которую заслуживает его мать и, думаю, все погибшие. Такой финал я считаю открытым. Повесть была написана ещё в советское время, в 1969 году. Но уже, видимо, и тогда были тревожные звоночки, возвещающие о том, что проблема исторической памяти, исторической справедливости существует. Ведь туристу безразлична память войны: «Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.» Вот так! «Моя хата с краю и переживать я за кого-то не желаю»,- наверное, подумал молодой рыбак. Это равнодушие? Да. Но сегодня страшнее поднимающий голову нацизм. Тот, кто, как Иван, не помнящий родства, не желает знать о подвиге предков в Великой Отечественной войне, тот, вольно или невольно, способствует возрождению фашизма. Повесть Бориса Васильева заставляет задуматься о том, как сделать так, чтобы не повторилась трагедия исковерканной жизни поколения, погибшего во время войны 1941-1945 гг. Начать надо с борьбы с равнодушием и изучением истории, в том числе и на литературных произведениях наших писателей, которые, как Борис Васильев, не понаслышке знают войну. Ведь отвечать на вопросы, заданные войной, нам рано или поздно придётся.

вторник, 28 октября 2014 г.

Из сочинения о семейных ценностях по роману "Война и мир".



Но для меня интереснее всего в романе Толстого стало разрешение вопроса, почему Наташа поверила дураку Анатолю и предпочла его благородному Андрею?  «Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно», - вот что думает Наташа, пытаясь разобраться в своих чувствах. В чем тут логика? Виной всему это внутреннее чувство свободы, детское Наташино: «Не замуж, а так». Но если у Наташи в этом наивном «все можно» заложено поэтическое чувство свободы и любви, основанное на доверии, без всяких вопросов «зачем», то у Анатоля тоже «всё можно», но совсем по-другому. Его эгоизм животно-наивный и ничем не стеснённый в сознании. Просто Курагин лишен способности  знать, что будет дальше этой минуты его удовольствия. Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. И чувство свободы Наташи, и безудержный эгоизм Анатоля рождаются из распада морали «доброго старого времени». И через этот распад видна вся пропасть различия между Наташей и Анатолием.  Неслучайно Наташе в присутствии Анатоля «приятно, но почему-то тесно и тяжело». Она испытывает удовольствие, волнение  и вместе с ним страх от отсутствия преграды стыдливости  между нею и этим человеком. Мне кажется, Толстой хочет сказать нам, что свобода человека не вне морали. Свободные отношения должны быть направлены нравственным чувством людей. В идеале то и другое должно совпадать, чтобы нравственность не была насилием над свободой, а свобода не была аморальна.
                 И в этом смысле «Война и мир», объёмами и непонятностью которой меня так пугали, стала после прочтения близка и понятна. Сегодня тоже остро стоят на повестке дня вопросы морали и свободы, патриотического долга и обывательщины. Ответы на некоторые из них я смогла найти в романе, например: «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях» или «браки, построенные по расчету, нежизнеспособны.»  Некоторые не нашла. Но раздумья по  поводу этих проблем  меня вдохновили, а уж эмоциональный отклик  на них, я, несомненно, услышала в своей душе.

четверг, 16 октября 2014 г.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ критерии оценивания итогового сочинения.



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии оценивания
Баллы
К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
1
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но  ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием  литературного материала.
1
сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
0
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается.
1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
0
К4. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и  различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
2
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
0
К5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
1
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
0
К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок.
2
Допущены 3-4 речевые ошибки.
1
Допущены 5 и более речевых ошибок.
0
К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
3
Допущены 2-3 орфографические ошибки.
2
Допущены 4-5 орфографических ошибок.
1
Допущено более 5 орфографических ошибок.
0
К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
3
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
2
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.
1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
0
К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.
2
Допущены 3-4 грамматические ошибки.
1
Допущено 5 и более грамматических ошибок.
0
К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют.
1
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Первичный балл
0-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19
20