среда, 9 ноября 2016 г.

Аннотация к книге "Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе"

Учебно-методическое пособие предназначено для тех, кто хочет успешно подготовиться к написанию итогового сочинения в 11-м классе. Книга написана с учётом тематических направлений итогового сочинения в выпускных классах на 2016-2017 учебный год, а также требований к структуре, содержанию и оцениванию итоговой работы. Авторами разработана система разнообразных творческих заданий, которые можно выполнять непосредственно в книге. Таким образом, формат пособия позволяет использовать его как тренировочную тетрадь. Книга адресована учителям и выпускникам школ, однако по ней можно готовиться к написанию сочинений и в 9-х-10-х классах.
3-е издание, переработанное.
Подробнее:http://www.labirint.ru/books/557463/
Нарушевич, Нарушевич - Русский язык. Литература. Итоговое выпускное сочинение в 11 классе обложка книги

четверг, 27 октября 2016 г.

Построение предложения с деепричастным оборотом


- ова, - ева, - ыва, - ива почему-то вызывают трудность правописания



-ова-/-ева-
или
–ива-/-ыва-
-ова-/-ева-, если глагол в 1-м лице ед числа наст. времени заканчивается на –ую/-юю

-ыва-/-ива-, если глагол в 1-м лице ед.числа наст. Времени заканчивается на –ываю/-иваю

Советовал – советую

Танцевал – танцую


Списывал – списываю
Какая гласная перед суф. –Л- и –ВА-?
Поставьте глагол в неопреде-ленную форму (инфинитив).
Пишите ту гласную, которая стоит перед суффиксом инфинитива
ОтдавАть – отдАть

СмотрЕть – смотрЕл

ПостроИть – построИл


Правописание окончаний прилагательных и причастий


Окончания прилагательных и причастий совпадают с окончаниями падежных вопросов
Исключение – им. падеж м. рода ед.числа:
какой? – сильнЫй, умнЫй, летящИй

четверг, 20 октября 2016 г.

Открытый банк заданий к ОГЭ и ЕГЭ

Пройдясь по ссылке, друзья, вы найдёте банк заданий для саморепетиторства. Готовьтесь на здоровье к экзаменам, тренируйте себя и будьте уверены, что текст заданий соответствует подлинному содержанию экзаменационных текстов. Удачи на экзаменах!
http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=7F59AC8CDF399E5241003C0A53A0B022&proj_guid=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

пятница, 14 октября 2016 г.

Итоговое сочинение в 11 классе 2017 г

Итоговое сочинение в 11 классе 2017 г
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):
  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

понедельник, 23 марта 2015 г.

Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ

Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы. После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.
Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой)
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблематика произведения
Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?)
Позиция
Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)
«Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа)
А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар».
А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек».
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.
Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер).
«Правду говорить легко и приятно». (Иешуа)
А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не спаривай глупца»)
Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти); М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Солженицына, не пожелавших творить в угоду власти
Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.
Милосердие и всепрощение (Маргарита — Фрида, Иешуа — Пилат)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников)
Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.
Верность и предательство (Иуда — Левий Матвей, Маргарита)
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий — Остап)
В. Быков «Сотников» (Рыбак — Сотников)
Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен — одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.
 В заключение хочется привести известные слова древнегреческого философа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться».

вторник, 27 января 2015 г.

Сочинение по рассказу Ю.Д. Нечипоренко. (2-ая часть ЕГЭ по русскому.)

              Нужно ли выражать свои чувства по отношению к родителям? – как бы исподволь спрашивает своих читателей автор рассказа, писатель Ю.Д. Нечипоренко. В этом вопросе отчасти и состоит проблема повествования. Вопрос не праздный. В любые времена теплота или холодность взаимоотношений между детьми и родителями волновала меня как в литературе, так и в жизни.
    Автор всем строем повествования от первого лица трепетно, но однозначно даёт понять читателю, что проявлять нежности в семье необходимо так же, как и говорить слова любви. Риторически звучит вопрос: «Сказал ли я ей это хотя бы раз?» И с сожалением прозаик далее пишет: «Я состоял из маминых забот, но не замечал их». Это недопустимо.
    Я согласна с мнением писателя: это недопустимо. Нельзя жить с мамой под одной крышей, но «словно в разных мирах». Подтверждение тому нахожу в повести Л.Н. Толстого «Детство».
    Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
     В качестве ещё одного аргумента в пользу необходимости выражения чувств к матерям и родным можно привести наличие множества стихов самых известных поэтов. Эти стихи посвящены матерям. Например, С. Есенин написал своё знаменитое «Письмо матери», А.С.Пушкин «Няне», Э. Асадов «Ну что ты не спишь и всё ждёшь упрямо?» «Письмо с фронта», Н.А. Некрасов Мать», И. Бунин «Матери», М.И. Цветаева «Маме». Этот список можно было бы продолжать до бесконечности, но и так понятно, что раз большие поэты обращались в творчестве к имени матери, нам тоже не пристало забывать матерей: «Всё, чем в лучший вечер мы богаты, нам тобою вложено в сердца.» (М. Цветаева)
     Таким образом, ответ на вопрос, поставленный в рассказе Ю.Д. Нечипоренко, очевиден. Выражать тёплые чувства по отношению к родителям вообще и к матерям в частности необходимо. И нужно это не только родителям, но и детям, чтобы не очерстветь душой.