Е Ё Ю Я имеют 1 звук, если стоят после согласной.
Список литературы, рекомендуемый на лето на 8 кл.
1.Д. И. Фонвизин. «Недоросль»
2. Н.М.Карамзин «Наталья, боярская дочь»
3. А.С.Пушкин. «История Пугачева», «Капитанская дочка», «Пиковая дама».
4. Н. В. Гоголь. «Ревизор», «Женитьба», «Шинель».
5. М. Е. Салтыков-Щедрин. «История одного города»
6. Н.С.Лесков. «Старый гений».
7. И.С.Тургенев. «Ася», «Первая любовь», «Андрей Колосов», «Три встречи», «Часы».
8. Л. Н. Толстой. «После бала», «Люцерн» , «Юность»
9. В.Г.Короленко. «Парадокс», «Огоньки», «Мгновение», «Без языка»
10. А. Т. Твардовский. «Василий Теркин».
11. В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет», «Ангел-хранитель» , «Кража»
12. А.С.Грин «Бегущая по волнам», рассказы
13. Н.Н.Дубов «Горе одному»
14. Ч.Айтматов «Ранние журавли»
15.В.Ф.Тендряков «Весенние перервертыши»
16. В.М.Шукшин. «Микроскоп», «Дядя Ермолай», «Космос, нервная система и шмат сала», «Волки», «Чудик», «Стенька Разин» и др. по выбору
17. Б.Васильев. «В списках не значился», «Завтра была война».
18. Уильям Шекспир. «Ромео и Джульетта», «Двенадцатая ночь»
19. Жан Батист Мольер. «Мещанин во дворянстве»
20. Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера».
21. Вальтер Скотт. «Айвенго».
22. В.Гюго. «Собор Парижской богоматери»
23. П.Мериме. «Таманго».
24. Г.Уэллс. «Война миров».
25. Э.По. «Золотой жук».
26. 4-5 современных книг на выбор.
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТЕРМИНЫ
- Литература- вид искусства, отличительной чертой которого является создание художественных образов при помощи слова, языка.
- Миф — древнее народное сказание о богах и героях, объясняющее происхождение жизни на земле.
- Мифология — совокупность мифов.
- Мотив - часть темы или устойчивый элемент сюжета.
- Предание — произведение, рассказывающее о происхождении чего-либо.
- Легенда - рассказ о каком-либо замечательном событии или выдающихся поступках отдельных людей, в легенде всегда присутствует чудо.
- Сказание — фольклорное произведение в литературной обработке, произведение, обращённое в прошлое.
- Фольклор — устное народное творчество.
- Загадка- иносказательное описание предмета, предназначенное для отгадки.
- Пословица — законченное высказывание с назидательным смыслом.
- Поговорка — меткое народное изречение, которое можно продолжить.
- Сказка — занимательный рассказ о фантастических вымышленных событиях и героях.
- Тема — это то, о чём рассказывается в произведении.
- Идея — то, в чём убеждает автор.
- Сюжет- ход всех событий, описанных в художественном произведении.
- Фабула — совокупность основных событий произведения.
- Конфликт — столкновение идей, взглядов, противоборство характеров.
- Композиция — построение художественного произведения.
- Виды композиции:
- 1) линейная
- 2) инверсионная
- 3) кольцевая
- Элементы сюжета (фабулы):
- 1) экспозиция -предыстория событий (пролог)
- 2) завязка
- 3) кульминация — самый напряжённый момент в развитии действия
- 4) развязка
- 5) эпилог — послесловие.
- Юмор - изображение чего-либо в смешном виде (добрый смех).
- Сатира — злой, обличительный смех.
- Сарказм - едкая насмешка, злая ирония.
- Контраст — противопоставление характеров,героев, событий. В отличие от антитезы контраст может быть скрытым, не обозначенным словами -антонимами.
- Деталь- выразительная подробность в произведении, помогающая понять авторское отношение к изображаемому.
- Монолог-речь одного лица.
- Диалог -разговор двух лиц.
- Портрет — изображение внешности героя.
- Троп — слово или словосочетание, употреблённое в переносном значении.
- Виды тропов
- Эпитет — выразительное определение, употреблённое в переносном значении (свинцовая туча, мёртвая тишина).
- Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение выражается:
- 1) творительным падежом (Снежная пыль столбом стоит в воздухе.);
- 2) формой сравнительной степени прилагательного или наречия (Ты милее всех на свете.)
- 3) оборотами со сравнительными союзами как, будто, словно, как будто, что (Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.)
- 4) лексически, с помощью слов подобный, похожий. (Её любовь к сыну была подобна безумию)
- Метафора - скрытое сравнение (серп месяца, ножка стула).
- Виды метафор:
- 1) олицетворение - перенос качеств, действий человека на неодушевлённые предметы.
- 2) метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (зал рукоплещет)
- 3) синекдоха – перенос названия с части на целое и наоборот. (Эй, ты, шляпа! Куда идёшь?)
- Аллегория — мысль, запечатлённая в образе.
- Гипербола — преувеличение.
- Литота – преуменьшение (уничтожился в песчинку)
- Ирония – насмешка.
- Перифраз – замена лица, предмета или явления описательным оборотом. (Царь зверей вместо лев)
- Эвфемизм – замена грубого выражения вежливым (Она в интересном положении вместо Она беременна.)
- Стилистические фигуры — обороты речи, употреблённые для создания выразительности текста.
- Риторическое обращение — высказывание, адресованное какому-то лицу или неодушевлённому предмету.
- Риторическое восклицание — восклицательное предложение.
- Риторический вопрос — вопрос, не требующий ответа.
- Лексический повтор — повтор какого-либо слова для придания выразительности тексту.
- Инверсия — необычный порядок слов.
- Градация- расположение слов по степени усиления или ослабления признака (большой, огромный, грандиозный).
- Антитеза — противопоставление
- Умолчание – Но слушай: если я должна тебе …кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.
- Оксюморон – сочетание несочетаемого (живой труп)
- Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений. (Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы.)
- Анафора – единоначатие.
- Эпифора – повтор окончания строк (Мне хотелось бы знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
- Бессоюзие – наличие бессоюзной связи.
- Многосоюзие – намеренное повторение союзов.
- Парцелляция – «рубленые» фразы, членение предложения на два или несколько предложений. (У Елены беда тут стряслась. Большая.)
Основы стиховедения
Ритм- повтор однородных явлений через равные промежутки времени.
Рифма — созвучие окончаний стихотворных строк.
Способы рифмовки:
1) смежная (парная)
2) кольцевая (опоясывающая)
3) перекрёстная
Виды рифм:
1) мужская (ударение на последнем слоге)
2) женская (ударение на предпоследнем слоге)
Строфа — несколько строк в стихотворении, объединённых рифмой и ритмом.
Стих — одна строка в стихотворении.
Стопа — повторяющееся сочетание ударного и безударного слогов.
Размеры силлабо-тонического стихосложения
Двусложные размеры стиха
Хорей (ударение на первом слоге)
Ямб (ударение на тором слоге)
Трёхсложные размеры стиха
Дактиль (трёхсложный размер с ударением на первом слоге)
Амфибрахий (трёхсложный размер с ударением на втором слоге)
Анапест (трёхсложный размер с ударением на третьем слоге)
Пиррихий — пропуск ударения в ямбе или хорее.
Спондей — лишнее ударение в ямбе или хорее.
Звукопись — создание выразительности с помощью звуков.
Аллитерация — повтор согласных звуков.
Ассонанс — повтор гласных звуков.
Роды литературы
1) эпический (эпос) — повествование о событиях.
2) лирический — передача чувств.
3) драматический — произведения, предназначенные для постановки на сцене.
4) лиро-эпический — лирика +эпос; чувства +события
Эпические жанры
Рассказ — одно событие, один герой.
Повесть — несколько героев, цепь событий.
Роман — крупное эпическое произведение с разветвлённым сюжетом.
Сказ- повествование, которое ведётся от лица рассказчика и ориентируется на живую разговорную речь.
Жанры стихотворений
Лирическое стихотворение
Элегия — стихотворение грустного содержания.
Эпиграмма — небольшое стихотворение, в котором кто-то высмеивается.
Послание — стихотворение, адресованное кому-то.
Сонет — стихотворение из 14 строк.
Драматические жанры
Комедия — драматическое произведение комического содержания.
Трагедия- драматическое произведение, которое заканчивается смертью главного героя.
Драма- произведение с напряжёнными событиями, заставляющими читателя сопереживать.
Лиро-эпические жанры
Баллада — лиро-эпическое произведение с фантастическим, сказочным или историческим сюжетом, имеющее трагическую развязку.
Поэма- повествование о каких-то событиях в стихах.
Литературные направления
Классицизм
1. Культ разума.
2. Строгая композиция, деление жанров.
3. Правило «трёх единств».
4. Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
5. Абсолютизм.
6. Объективность повествования.
7. Общественная проблематика.
Особенности русского классицизма
1. Сатирическая направленность.
2. Преобладание национально-исторической тематики.
3. Развитие оды.
Сентиментализм
1. Культ чувств.
2. Культ природы.
3. Культ врождённой нравственной чистоты.
4. Уход от прямолинейности в изображении характеров.
5. Субъективность.
6. Утверждение богатства духовного мира представителей низшего сословия.
Особенности русского сентиментализма
1. Сильная дидактическая установка.
2. Выраженный просветительский характер.
3. Активное совершенствование литературного языка посредством введения в него разговорных форм.
Романтизм
1. Культ свободы.
2. Необычные характеры (герои-бунтари).
3. Исключительные обстоятельства.
4. Неудовлетворённость окружающим.
5. Интерес к возвышенному, экзотическому.
6. Трагический финал.
Особенности русского романтизма
1. Пафос вольнолюбия и борьбы.
2. Синтез элементов предшествующих течений.
3. Активное развитие лирики.
4. Социальное звучание романтических мотивов.
Список
произведений для летнего чтения
( по УМК
Сухих И.Н)
с 7-го к 8-му классу
Тема
1.О любви Обязательный
минимум 1. Данте Алигьери. «Новая жизнь».
Фрагмент гл. XXVI 2. Ф. Петрарка. Сонет 160 3. У. Шекспир. Сонет 130 4. А. С. Пушкин. «Мадонна» 5. А. С. Пушкин. «Я
вас любил…» 6. М. Ю. Лермонтов. «Я
не унижусь пред тобою…» 7. А. С. Пушкин. «Сожженное
письмо» 8. Н. А. Некрасов. «Горящие
письма» 9. А. С. Пушкин. «Я
помню чудное мгновенье…» 10. А. А. Блок. «О
доблестях, о подвигах, о славе…» 11.В. Скотт. «Клятва Норы». 12. А. С.
Пушкин. «Капитанская дочка» 13. И. С. Тургенев. «Ася» 14. И. А. Бунин. «Темные
аллеи», «Холодная осень» 15. А. Н. Островский. «Снегурочка» Внеклассное чтение (ко всей теме). С. Д. Артамонов. «Литература
эпохи Возрождения»; Н. Н . Томашевский. «Франческо Петрарка»; А.
Аникст. «Шекспир»; А. С. Пушкин. «Сонет» («Суровый Данте не
презирал сонета…»), «Сонет» («Поэт, не дорожи любовию народной…»); «Друзья
Пушкина: Переписка. Воспоминания. Дневники» (в 2 т.); «Петербургские встречи
Пушкина» (сост. Л. Е. Кошевая); А. С . Пушкин. «История Пугачева»; Г.
Г. Красухин. «Путеводитель по роману А. С. Пушкина “Капитанская дочка”»; М.
И. Цветаева. «Пушкин и Пугачев»; В. Скотт. «Айвенго»; Ш.
Бронте. «Джейн Эйр»; П. Мериме. «Кармен»; Ф. М. Достоевский. «Неточка
Незванова», «Кроткая»; С. В . Белов. «Ф. М. Достоевский»; М.
Басина. «Сквозь сумрак белых ночей»; И. С . Тургенев. «Первая
любовь», «Вешние воды»; О. В . Лебедев. «И. С. Тургенев»; А. Н . О
стровский. «Банкрот, или Свои люди сочтемся», «Горячее сердце»; В.
Лакшин. «А. Н. Островский»; И. А. Бунин «Ворон», «Руся», «Галя
Ганская», «Чистый понедельник»; А. Н . Беляев. «Человек- амфибия». Тема
2. О Родине Обязательный минимум 2. Ф. И. Тютчев. «Эти
бедные селенья…» 3. А. А. Блок. «Россия» 4. 4. С.
А. Есенин. «Русь» 5. И. А. Бродский. «Стансы
городу» 6. Н. М. Рубцов. «Звезда
полей» 7. А. А. Ахматова. «Мужество» 8. Р. Г. Гамзатов. «Мой
Дагестан» 9. К. Ш. Кулиев. «Стихи
о Родине» 10. А. Н.
Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву» 11. И. С.
Шмелев. «Лето Господне» Внеклассное чтение. М. Ю. Лермонтов. «Жалобы турка», «Прощай, немытая Россия…»; Ф. И. Тютчев. «Слезы
людские…», «Умом Россию не понять…»; А. А. Блок. «Русь», «На поле
Куликовом», «Скифы»; С.А. Есенин. «Пугачев»; И. А. Бродский.
«Стансы» («Ни страны, ни погоста…»), «От окраины к центру», «Рождественский
романс»; О. Д. Форш. «Радищев»; В. А. Чивилихин. «Память»; С.
Т. Алексеев. «Аз Бога ведаю». |
Тема
3. О страшном и страхе Обязательный
минимум 1.В. А.
Жуковский. «Светлана» 2. А. С. Пушкин. «Гробовщик» 3.Э. А. По. «Падение дома Ашеров» Внеклассное чтение. (ко всей теме) Р.Л. Стивенсон. «Странная история доктора Джеккиля и мистера Хайда»; Э. Т. А.
Гофман. «Золотой горшок»; Э. А. По. Стихотворения и новеллы,
«Истории Огюста Дюпена»; А. А. Бестужев- Марлинский. «Страшное
гаданье»; Н. В.Гоголь. «Нос»;
А. К. Толстой. «Упырь». Тема
4. Об обманах и искушениях Обязательный
минимум 1. Ж. Б. Мольер. «Тартюф» Ж. Б. Мольер. «Мизантроп», «Мещанин во дворянстве» 2. Н. В. Гоголь. «Ревизор» 3. А. С. Пушкин. «Пиковая
Дама» 4.Н. В. Гоголь. «Портрет» Внеклассное чтение. Ж. Б. Мольер. «Скупой»,
«Дон Жуан»; Н. В . Гоголь. «Женитьба», «Записки сумасшедшего»; М.
А. Булгаков. «Жизнь господина де Мольера»; А. А. Блок. «Незнакомка»;
И. Ф. Анненский. «Петербург»; В. В . Маяковский. «Последняя Петербургская сказка»; В. В. Набоков. «Пассажир»,
«Сказка». Тема
5. О нравственном выборе Обязательный
минимум 1.М. А. Булгаков. «Кабала святош» («Мольер») 2. М. Ю. Лермонтов. «Мцыри» 3. Ф. М. Достоевский. «Мальчик
у Христа на елке» 4.
Н.В.Гоголь «Шинель». 5. А. П. Чехов. «Пари» 6. М. А. Булгаков. «Собачье
сердце» 7. А.Т.Твардовский «Василий
Теркин». Внеклассное чтение (ко всей теме). М. Ю. Лермонтов. «Беглец»; Л.
Н . Толстой. «Хаджи- Мурат»; Н. С . Гумилев. «Капитаны»; М. А.
Булгаков. «Зойкина квартира», «Роковые яйца», «Последние дни» («Александр
Пушкин»), «Дон Кихот»; Ш. де Костер. «Легенда об Улиншпигеле»; А. де Сент- Экзюпери. «Земля
людей» («Планета людей»); Т. Капоте. «Луговая арфа» («Голоса травы»); Дж.
Сэлинджер. «Над пропастью во ржи». |
Примерная контрольная работа по литературе за I полугодие 7 класса
Вариант 1
Контрольная работа по литературе за курс 7 класса (к УМК под ред. И.Н.Сухих)
Продолжите определение понятий и запишите их:
а/ метафора – это…
б/ житие - это…
в/ пейзаж – это…
Заполните пустующие клетки каждого ряда таблицы:
Восстанови правильные инициалы авторов и запиши варианты:
а/ Николай Павлович Тургенев
б/ Лев Юрьевич Искандер
в/ Михаил Алексеевич Пушкин
г/ Владимир Константинович Симонов
Узнай героя по портрету ( запиши имя героя, название произведения и автора произведения, в котором встречается этот герой):
а/ «чиновник низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек…»
б/ «А мужчина выглядел иначе: прожженный в нескольких местах ватник был небрежно и грубо заштопан, латка на выношенных штанах не была пришита как следует, а скорее наживлена широкими мужскими стежками…»
в/ « Его Лиза набелена была по уши, фальшивые локоны взбиты были как парик Людовика 14, талия была перетянута как буква икс»
Определи рифму в следующих произведениях и запиши вид рифмы:
а/ На севре диком стоит одиноко
На голой вершине сосна
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой,она.
б/ Мы были высоки, русоволосы.
Вы в книгах прочитаете как миф
О людях, что ушли, не долюбив,
Не докурив последней папиросы.
Определи, какое средство выразительно использовано в произведении, и запиши название этого средства:
а/ Но только пусть под именем моим
Потомок различит в архивном хламе
Кусок горячей, верной нам земли,
Где мы прошли с обугленными ртами
И мужество, как знамя, пронесли
б/ Вот об землю царь стукнул палкою,
И дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником.
Составь план любого произведения, прочитанного в седьмом классе и запиши его.
ПРИМЕЧАНИЕ: Задание №3 предполагает восстановление инициалов авторов по любому элементу, например:
Вариант 2
Часть I.
1. Соотнесите автора и произведение.
1) А. С. Пушкин | А) «Мороз , Красный нос» |
2) М. Горький | Б) «Станционный смотритель» |
3) Н. В. Гоголь | В) «Песня о Соколе» |
4) Н. А. Некрасов
| Г) «Шинель» |
2. Соотнесите термин и определение.
1) былина
| А) небольшое эпическое произведение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека |
2) композиция | Б) изображение неживых предметов в виде живых существ |
3) рассказ | В) яркое, меткое народное выражение, часть суждения без вывода |
4) драма | Г) построение художественного произведения |
5) поговорка | Д) пьеса, предназначенная для постановки на сцене |
6) олицетворение | Е) картина природы в художественном произведении |
7) пейзаж | Ж) произведение устной поэзии о богатырях и народных героях |
Часть II.
Задание: выберите один правильный вариант, в ответе укажите только букву.
1. Какая библейская история была изображена на картинках в доме смотрителя?
а) всемирный потоп; б) история блудного сына; в) воскрешение Иисуса Христа; г) история Давида.
2. Кем по роду своей деятельности был Самсон Вырин?
а) купец; б) пахарь; в) помещиком; г) станционный смотритель.
3. Кого призывал Остап перед смертью в минуту «душевной немощи»?
а) Бога; б) свою мать ; в) кошевого; г) батьку.
4. Зачем В.Маяковский позвал солнце («Необычайное приключение…»)?
а) в гости на чай; б) из-за скуки; в) попить кофе; г) отведать квасу.
5. Как звали главного героя повести «Станционный смотритель»?
а) Иван; б) Пафнутий; в) Самсон; г) Семен.
6. Автор строк: «Что имеете хорошего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь…
Леность ведь мать всему дурному… Добро же творя, не ленитесь ни на что хорошее»:
а) М.В. Ломоносов; б) Владимир Мономах; в) А.С. Пушкин; г) Г.Р.Державин
7. Какой волшебный предмет должен был выковать кузнец Ильмаринен для злой Лоухи?
а) меч-кладенец; б) лук для стрел ; в) плуг; г) мельницу Сампо
8. Кому из героев принадлежат известные слова «есть ли ещё порох в пороховницах»?
а) Андрию б) Остапу в) Тарасу Бульбе г) Бовдюгу
Часть III.
1. Назовите литературного героя, автора, название произведения.
«Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг; он вынул их
и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его,
слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»
2.В чём смысл подвига Данко? (М .Горький «Старуха Изергиль»).Краткое высказывание 5-7 предложений.
287. Спишите, обозначая изученную орфограмму (см. образец в рамке). С выделенными словосочетаниями составьте простые распространённые предложения с однородными членами.
Мчатся вскач(?), открывается настеж(?), сплош(?) усыпано, выйти замуж(?), уйти проч(?), ударить наотмашь, упасть навзнич(?).
288. Прочитайте стихотворение Я. Козловского «Исключение из правил». Сформулируйте на основе этого стихотворения правило о мягком знаке после шипящих на конце наречий.
Извес(?)но, что после шипящих,
В конце наречия стоящих,
Как правило,
Мы пишем мягкий знак.
К примеру: «Темень сплошь».
К примеру:
«Навзничь ляг».
А если кто запамятовал всё ж,
Напомню,
Пока точки не поставил,
Что случай: «уж», «замуж», «невтерпёж»
Есть жизнеисключение из правил.
289. Вспомните и сопоставьте виды орфограмм, связанных с правописанием мягкого знака после шипящих на конце слова, и сгруппируйте по ним слова.
Помощ(?), стереч(?), горяч(?), спряч(?), много туч(?), съёжиш(?)ся, дремуч(?), пустош(?), съеш(?)те, разденеш(?)ся, шалаш(?), плющ(?), запряч(?), невтерпёж(?), полноч(?), отреж(?)те, чертёж(?), улыбнёшься, береч(?), мимо рощ(?), свеж(?), кирпич(?), из груш(?), ландыш(?), пахуч(?), замаж(?)те, монтаж(?), меч(?), етрич(?), много луж(?), удилищ(?), с плеч(?), бреш(?), не собьёш(?)ся.
290. Заполните таблицу «Употребление и неупотребление мягкого знака после шипящих на конце слов» примерами, обозначая условия правильного написания.
пишется Ь не пишется Ь
существительные
прилагательные
глагол
наречие
Какие две графы остались незаполненными? Почему?
на 03.02.22г.
Приставки в наречиях на письме присоединяются тремя способами: обычно слитно и через дефис
реже раздельно
Орфограммами при этом являются дефис (по-нашему). слитное написание (впрок) и пробел (по трое). (Читайте правило в учебнике.)
281. Раскройте скобки. Составьте предложения с данными словосочетаниями. Какие словосочетания можно использовать при описании действий наездника?
Поймать (на)лету, работа (в)одиночку, трудиться (без)устали, бежать (без)оглядки, вскочить (на)ходу, прыгнуть (с)разбегу, показаться (на)миг, поднять (на)скаку, сделать (на)глазок, говорить (без)умолку, удариться (с)налёту, идти (в)обнимку.
282. Запишите к данным словам однокоренные наречия (в скобках даны приставки и суффиксы, которые должны входить в их состав). Обозначьте приставки и суффиксы в наречиях. • В трудных случаях обращайтесь к словарю учебника.
(В-, -ую)плотный, слепой, пустой, рассыпной, ручной, рукопашный. (На-, -о)чистый, глухой. (На-, -ую)удалой. (За-, -ую)частый. (В-, -ые)первый. (В-, -е)тайна. (По-, -ому)этот, тот. (На-)дом, совесть, память. (На-, -ях)день. (По-, -и)память, совесть.
283. Прочитайте текст так, чтобы слушатели поняли, что и дальше речь в нём пойдёт о чём-то необычном. Спишите текст. Подчеркните наречия как члены предложения. Назовите орфограммы на месте пропусков и скобок. • Запишите продолжение текста в виде рассказа.
Саня не верил глазам своим: только что шли (по)живому и а(к, кк)уратному, весело и чисто стоящему, как всегда, на перевал., лесу, и вдруг... Отсюда, где они остановились, и впереди, вправ.. и влев.., всё было снес..но какой(то) адской чудовищной силой.
Деревья, повале(н, нн)ые друг на друга, высоко (в)верх зад..рали вывороч..нные вместе с землёй гнёзда корней, топорщились сучьями с (не)облетевшей2 ещё ж..лтой хвоей, в..лялись обломками, треснувшими вдоль и поперёк. Таких завалов Саня и представить себе (не)мог.
(По В. Распутину)
284. Составьте словосочетания или предложения с раздельным и слитным написанием слов, заключённых в скобки.
(На)конец, (в)верх, (в)дали, (на)встречу.
285. Спишите, раскрывая скобки. Обозначьте в словосочетаниях главные и зависимые слова. Надпишите вопрос, на который отвечают зависимые слова. Наречия подчеркните.
Подняться (на)верх, (на)верх холма; проникнуть (в)глубь, (в)глубь леса; идти (по)двое, взяли (по)двое носков; идти (на)удачу, надеяться (на)удачу; двигаться (на)встречу, пойти (на)встречу друзей; повалиться (на)бок, положить (на)бок лодки; отложить (на)утро, (на)утро похолодало; проложить (по)низу, (по)низу оврага; вышивать (в)ручную, (в)ручную вязку; выполнить (в)начале, (в)начале недели.
286. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните наречия как члены предложения. Обозначьте изученные орфограммы.
1. Раскрыта книга (на)угад, а день такой унылый, что самому себе (не)рад и всё (во)круг (не)мило. 2. И тут, наверно, мне (на)зло (не)кстати гостя принесло. Вошёл, заговорил баском, как(будто) (из)давна знаком, и оказался столяром. 3. И он наполнил скучный дом своим уменьем и трудом; и мне хотелось так уметь, и было весело смотреть, как новый крепкий табурет при мне рождается (на)свет.
Задания на 07.02.22 г. Повторяем правописание и узнавание предлогов.
Прочитайте данный ряд слов. Из какого стихотворения А. Пушкина они взяты? С помощью каких слов можно восстановить четверостишие, выразить подчинённые отношения существительных к другим словам? Как называются эти слова?
Голубыми, небесами, великолепными, коврами, блестя, солнце, снег, лежит, прозрачный, лес, один, чернеет, и, ель, сквозь, иней, зеленеет, и, речка, льдом, блестит.
Предлог - это служебная часть речи, которая выражает зависимость одних слов от других в словосочетании и предложении. Предлоги бывают простые и составные, производные и непроизводные. |
326. Выпишите в левый столбик словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным только с помощью окончания, а в правый-те словосочетания, в которых зависимое слово связано с главным с помощью окончания и предлога. Обозначьте главные слова, окончания; предлоги заключите в овал. • На какую тему можно написать небольшое сочинение, пользуясь этими словосочетаниями?
В..поминать полёт, в..поминать о полёт..; гов..рить ему, г..ворить (с)ним; наблюда..м восход солнца, наблюда..м за облаками; смотр..м в и(л, лл)юминатор, любу..мся пейзаж..м; произве..ти поса..ку, окончить полёт; пр..ставить трап, спустит..ся по трапу.
327. Составьте словосочетания с главным словом - глаголом ездить, подобрав к нему подходящие по смыслу имена существительные; используйте для связи слов предлоги (на чём? в чём? с чем?).
Предлоги выражают различные отношения, например: временные (приехать под вечер), причинные (не приехать из-за болезни), пространственные (приехать в город), целевые (приехать для переговоров) и др.
328. Сгруппируйте словосочетания по значению предлога: 1) с временным значением; 2) с пространственным значением; 3) с причинным значением. Зависимость слов обозначьте по образцу. Предлоги заключите в прямоугольник. Например: вышел (куда?) к опушке.
• От выделенного глагола образуйте и запишите все возможные причастия и деепричастия.
(До)ехать (до)границы, находится в двух часах лёту, выбирались из трюма, остаться в к..юте, об..явить после старта, скрывшись за поворотом, брызги из(под) кормы, вымпел на мачт.., возникла за кормой, закончить перед отплытием, остановиться из(за) (неисправности мотора, выглянуть из (за) туч, зад..ржать из(за) (не)погоды, оказаться вследствие (не)здоровья, вынырнуть из(под) скалы, выр..сли благодаря дождям.
329. Прочитайте текст. Какова его основная мысль? Определите стиль текста. Разделите текст на абзацы и составьте к нему (письменно) вопросный план. Спишите, расставляя пропущенные запятые. Предлоги со значением времени заключите в овал. • Над какими видами орфограмм вы работали? Перечислите их письменно.
Первое славянское поселение на те(р, рр)итории совреме(н, нн)ого города Москвы возникло в глухом бору на Боровицком холме при сл..янии двух рек Москвы и Неглинной. Это произошло предположительно во второй половине XI века, а первое историческое упоминание о Москве как резиденции Киевского князя Юрия Долгорукого относит(?)ся к 1147 году. Через десять лет он обнёс своё село деревя(н, нн)ой оградой. Так по..вилось поселение городского типа. Ещё через двадцать лет Москву сожгли половцы. С этого врем..ни и начинается дли(н, нн)ая летопись вражеских нап..дений на Москву и периодических пожаров в ней. В 1238 году её выж..гает Батый. Казалось бы, надо уходить с такого (не)счас(?)ного места и искать нового, более спокойного и защищённого но Москва упорно возрождается из развалин и пепла, а с 1328 года становится столицей Московского княжества.
(По В. Никольскому)
330. Подготовьте на "5" устное сообщение о значении орфографии, пунктуации, культуры речи, об особенностях служебных частей речи и т. д. и выступите с ним на видеоблоге ВКонтакте и сбросьте в личку на мой адрес. Лучше сплошь не читать, но можно подглядывать.
Предлоги бывают однозначными и многозначными. Например, предлог около обозначает место (около дома) и приблизительное количество (около ста). Многозначные предлоги могут употребляться с несколькими падежами. Например, предлог под употребляется с винительным падежом, обозначая направление (ехать под Москву), назначение (взять под контроль), время (прийти под вечер), состояние (под угрозой); тот же предлог употребляется с творительным падежом, обозначая пространство (поселиться под Вяткой), причину (провисать под тяжестью).
331. Составьте словосочетания « + существительное с предлогом в или на». Что обозначают эти предлоги? С какими падежами вы их употребили? Обозначьте падежи существительных и выделите падежные окончания.
Работать, привезти (фабрика, завод, больница, библиотека, магазин, биржа, цех). Учиться, поступить (школа, техникум, курсы, лицей, институт, исторический факультет). Жить, поехать (Сибирь, Заполярье, Урал, Алтай, Москва).
332. Из данных слов составьте словосочетания с предлогом по. • В каком стиле преимущественно используются эти словосочетания? С любым из них составьте предложение с однородными членами.
Поступить, окон(?)чание школы. Встретиться, пр..бытие. Обсудить, возвр..щение. Вход, предъявление пригласительного б..лета. Сообщить, окон(?)чание передачи. Поговорить, пр..езд домой.
333. Составьте словосочетания, ставя в нужном падеже существительные, данные в скобках. Над существительными надпишите падеж.
Ош..биться по (невнимательность, ра..сеянность, (не)брежность). Отсутствовать по (болезнь, уважительная причина). Поступить по (окон(?)чание школы). Сойти с (лошадь). (3, с)бежать с (лес..ница). Встретиться с (товарищ). Войти в воду по (колено, пояс). Птица размером с (воробей, голубь).
334. Составьте словосочетания, ставя в нужном числе и падеже выделенные существительные.
Обр..щать вн..мание (на что?), уд..лять вн..мание (чему?) — мелочи. Отзыв (о чём?), рецензия (на что?) — книга. Отчит..ваться (в чём?), сделать отч..т (о чём?) — работа. Превосходство (чего над чем?), пр..имущество (чего перед чем?) — новая техника и старая техника. Пр..достеречь (от чего?), пр..дупредить (о чём?) — опас(?)ность. Уверенность (в чём?), вера (во что?) — спр..ведливость. Информировать (о чём?), информация (о ч ё м?) — событие.
335. Используя подходящие по смыслу предлоги, составьте и запишите словосочетания. Над зависимыми существительными надпишите сокращённо падеж. Предлоги заключите в прямоугольник. При затруднении обращайтесь к «Толковому словарю». • В каких словосочетаниях связь между словами выражена только с помощью окончаний?
Расск..зал, (не)достатки; указал, (не)достатки; упомянул, (недостатки; остановился, (не)достатки. Увериться, (не)виновность; поверить, (не)виновность; уверовать, (не)виновность. Уверенность, правота; вера, правота; убеждение, правота; убедиться, правота. Оплатить, проезд; заплатить, проезд.
336. Проанализируйте словосочетания. Найдите ошибки в употреблении предлогов и падежей существительных. Запишите словосочетания в исправленном виде.
1. Опл..тить за билет. 2. Уверенность2 в п..беду. 3. Изобр..зить о Бородинском сражен... 4. Д..литься о своих3 достижениях. 5. Доказывать о своей правоте. 6. Указать о (не)достатках. 7. Отчит..ваться о работе. 8. Раз..яснять о правилах поведения. 9. Таблетки для головной боли.
Комментариев нет:
Отправить комментарий