8 классу


Итоговый контрольный тест по русскому языку за курс 8 класса.

Вариант 1.

1. Отметьте слово, в котором пишется буква О:

1) новогодний к..рнавал;    2) фр..гмент книги;    3) смотрит искос..;    4) вопл..тить в жизнь.

 2. Отметьте слово, в котором пишется буква Е:

1) стел..тся по земле;    2) побывать в Англи..;    3) находиться в сомнени..;    4) дыш..тся легко.

 3. Отметьте слово, в котором пишется буква И:

1) пр..зидент;    2) пр..вилегия;    3) пр..следовать;    4) пр..пятствие.

 4. Отметьте слово, в котором пишется буква И:

1) сердито ц..кнуть;   2) из..скать средства;   3) знать пред..сторию;   4) сверх..нтересная статья.

 5. Отметьте слово, в котором пишется глухая согласная:

1) великий зо..чий;    2) одета бе..вкусно;    3) сдавать э..замен;    4) сесть впереме..ку.

 6. Отметьте слово, в котором НЕ ПИШЕТСЯ удвоенная согласная:

1) пье(с, сс)а А. П. Чехова;                                      2) и(л, лл)юстрированная книга;

3) высокий инте(л, лл)ект;                                       4) иску(с,сс)твенный материал.

 7. Отметьте слово, в котором пишется Ъ:

1) фальш.. в голосе;    2) молодец пригож..;    3) отреж..те кусочек;    4) первый под..езд.

 8. Отметьте слово, которое пишется слитно:

1) (в)шестых;    2) (в)последствии;    3) кое(у)кого;    4) (в)течение суток.

 9. Отметьте слово, в котором буква пишется:

1) прои..шествие на дороге;                                      2) в ближайшем буду..щем;

3) ч..резвычайное положение;                                  4) учебное уч..реждение.

 10. В каком слове пишется одна Н?

1) лимо..ый;    2) прода..ый;    3) традицио..ый;    4) труже..ик.

 11. В каком словосочетании неверно указано главное слово?

1) устал на охоте;    2) птичье пение;    3) обычно добродушный;    4) запах сирени.  

12. Какая пара слов не является словосочетанием?

1) в конце января;    2) придёт и принесёт;    3) зимним морозом;    4) замолчат сразу.  

13. Укажите тип связи слов в словосочетании ПРИНЯТЬ МЕРЫ.

1) согласование;    2) управление;    3) примыкание.

 14. В каком предложении неверно указано подлежащее?

1) Татьяна Николаевна остановилась в недоумении.

2) Чай пить – не дрова рубить.

3) Присутствующие были очень удивлены.

4) Девять – нечётное число.

15. Укажите предложение с составным глагольным сказуемым.

1) На улице начал сгущаться сумрак.

2) Смердяков умолял его остаться.

3) Лицо Антипа было сурово.

4) Впереди уже был виден мост.

 16. В каком предложении есть обстоятельство времени?

1) Я пришёл в класс за десять минут до звонка.

2) Из оврага долетал до моего слуха глухой шум.

3) Благодаря частым дождям трава была необычайно сочная.

4) Он специально пропустил это занятие.

 17. Укажите односоставное неопределённо-личное предложение.

1) Что-то тревожное послышалось в его голосе.

2) В горах ночью прохладно.

3) Меня здесь не понимают.

4) Звонкое, радостное утро.

 18. В каком ряду предложений есть неполное?

1) Солнечный день. Птички поют.

2) На море можно смотреть долго. Оно никогда не надоест.

3) Куда ты собираешься? В университет?

4) Что мне делать? Кто поможет моему горю?

 

19. В каком предложении есть однородные определения? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Так начался мой первый гимназический год.

2) Дом был большой двухэтажный.

3) Вокруг тянулась плоская унылая степь.

4) Прошлое и настоящее определяют будущее.

 20. В каком предложении есть обособленное уточняющее обстоятельство? (Знаки препинания не расставлены.)

1) Вечером в парке зажигались огни.

2) Мы расположились в палатке поджав ноги.

3) Он почти всю свою жизнь лет пятьдесят проработал в газетах.

4) Он трудился не покладая рук.

 21. Укажите простое предложение. (Знаки препинания не расставлены.)

1) Его ругают а он радуется.

2) Позже я встречал Надежду Григорьевну часто она жила неподалёку.

3) Мне очень жаль что я не созвонился с Самсоновым.

4) Николай тихонько засвистел сел за стол начал что-то писать.

22. В каком предложении перед КАК ставится запятая?

1) Дождь лил как из ведра.

2) У тебя брошка как пчёлка.

3) Белая чайка мелькала в воздухе как первый снег.

4) Молодость как песня жаворонка на заре.

23. Укажите предложения, в которых неверно расставлены знаки препинания.

1) Листва была навалена горами и нагретая солнцем, издавала скипидарный запах.

2) Вдали показалась пристань – маленький красный домик, выстроенный на барке.

3) Пётр, помня видимо совет Лопатина, сделался вдруг ласков.

4) Ты не пой, соловей, под моим окном.

24. Укажите предложение, в котором нет нарушения речевых норм.

1) Дети писали домой письма, в которых было написано о жизни в лагере.

2) На запрос по делу нам ответили опиской.

3) Срочной телеграммой пришлось вызывать старшего сына.

4) Метатель запустил изогнутый бумеранг.



План анализа стихотворения

 

1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

       А)  Тема стихотворения:
         - пейзаж;
         - общественно-политическая;
         - любовная/интимная;
         - философская.

Б) Идея

В) Настроение

        Г)  Сюжет:
         - есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
         - без сюжета: образы чувств (...).

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб 2,4,6,8,10

Хорей 1,3,5,7,9

Дактиль 1,4,7,10

Амфибрахий 2,5,8,11

Анапест 3,6,9,12

 

Б) Рифма:
         аабб - парная;
         абаб - перекрёстная;
         абба - кольцевая.
         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

 

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

5) Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
         - гипербола - художественное преувеличение;
         - ирония - скрытая насмешка;
         - литота - художественное преуменьшение;
         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
         - параллелизм;
         - сравнение;
         - эпитет - художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

 

 

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст  с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

1.   Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

 

2.   Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

 Список литературы для летнего чтения в 8 классе

Обязательная литература

·        А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»

·        А.С. Грибоедов «Горе от ума»

·        А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

·        М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

·        Н.В. Гоголь «Мертвые души»

·        А.Н. Островский «Бедность не порок»

·        И.С. Тургенев «Первая любовь»

·        Л.Н. Толстой «Юность»

·        Ф.М. Достоевский «Белые ночи»

·        А.П. Чехов «Анна на шее», «Шуточка», Студент»

·        И.А. Бунин «Темные аллеи»

·        М.А. Булгаков «Собачье сердце»

·        М.А. Шолохов «Судьба человека»

·        Ф.А. Абрамов «Пелагея», «Алька», «Деревянные кони»

·        В. Белов «Лад»

·        У. Шекспир «Гамлет»

·        Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»

·        А.И. Куприн «Олеся», «Гранатовый браслет»

·        А.И. Солженицын «Матрёнин двор»

·        Э.Хемингуэй «Кошка под дождём», «Старик и море»

·        Д.Сэлинджер «Над пропастью во ржи»

Литература для внеклассного чтения в 9 классе (с 9 на 10 класс)

Древнерусская литература

·        «Повесть временных лет»

·        «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

·        «Хождение Богородицы по мукам»

·        «Сказание о Вавилонском царстве»

Русская классика

·        А.Н. Островский «Свои люди — сочтёмся!», «За двумя зайцами», «На всякого мудреца довольно простоты», «Не всё коту масленица»

·        Л.Н. Толстой «Севастопольские рассказы»

·        М.А. Булгаков «Записки молодого врача», «Роковые яйца»

·        В.М. Шукшин «Верую», «Чудик», «Микроскоп», «Забуксовал»

·        Е. Шварц «Дракон»

·        М.В.Ломоносов Оды, стихотворения

·        Д.И. Фонвизин «Бригадир»

·        А.Н. Радищев «Вольность»

·        Г.Р. Державин Оды, стихотворения

·        В.Ф. Одоевский «Русские ночи», «Последний квартет Бетховен»

·        Стихотворения К.Н. Батюшкова, К.Ф.Рылеева, Е.А.Баратынского

·        А.С. Пушкин «Пиковая дама», «Выстрел», «Метель», «Гробовщик», «Бахчисарайский фонтан», «Борис Годунов», «Маленькие трагедии», лирика.

·        М.Ю. Лермонтов «Демон», лирика

·        Н.В. Гоголь «Миргород», «Женитьба»

·        Стихотворения Н.А. Некрасова, Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, А. Н. Майкова, И.С. Тургенева

·        И.А. Бунин «Жизнь Арсеньева», рассказы, стихотворения

·        А.М. Горький «Мои университеты»

·        М.А. Булгаков «Дни Турбиных», рассказы.

·        Стихотворения А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского, М.И. Цветаевой, А.А. Ахматовой

·        Рассказы А.Т. Аверченко, Тэффи, М.М. Зощенко, К.Г.Паустовского, Ю.В. Трифоновова, В.П. Астафьева

·        В.В. Быков «Обелиск»

·        Стихотворения Н.А. Заболоцкого, Н.М. Рубцова, Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесенского, И.А. Бродского

Зарубежная литература

·        У. Шекспир «Сон в летнюю ночь», «Король Лир», «Много шуму из ничего»

·        Б. Кауфман «Вверх по лестнице, ведущей вниз»

·        С. Хилл «Я в замке король»

·        Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Ливингстон»

·        О. Бальзак «Шагреневая кожа»

·        В. Гюго «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные»

·        Г. Флобер «Госпожа Бовари»

·        М. Дрюон Серия «Проклятые короли»

Литературная критика

·                   И. Гончаров «Мильон терзаний».

·                   В. Белинский «Сочинения А.С.Пушкина», «Герой нашего времени», Сочинение М.Лермонтова»

·                   Ю. Манн «В поисках живой души» (поэма «Мертвые души»)

·                   Н. Долинина «Прочитаем Онегина вместе», «Печорин и наше время», «Каждый читает по-своему» «Предисловие к Достоевскому», «По страницам «Войны и мира».

Стихотворный минимум (для заучивания наизусть)

·        А.С. Грибоедов Два монолога наизусть (Фамусова и Чацкого)

·        А.С. Пушкин «Анчар», «Я помню чудное мгновенье…», «Я вас любил…», «Арион»,

·        «Я памятник себе воздвиг…», «К Чаадаеву», «Деревня», «Во глубине сибирских руд…», «Пророк», «Поэту», «Брожу ли я вдоль улиц шумных…», 19 октября 1825 года (три строфы)

·        А.С. Пушкин отрывок из романа «Евгений Онегин»

·        А.С. Пушкин стихотворение по выбору

·        М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта», (отрывок), «Кинжал», «Как часто пестрою толпою окружен…», «И скучно и грустно», «Молитва», «Пророк», «Родина», «Нищий»

·        М. Ю. Лермонтов стихотворение по выбору

 Расширенный список художественной литературы на лето для 8 класса.

Фэнтези и фантастика 

1.   А. Беляев «Человек-амфибия», «Над бездной», «Продавец воздуха».

2.   Г. Гаррисон «Неукротимая планета»

3.   Д. Доннели «Революция»

4.   И. Ефремов «На краю Ойкумены», «Туманность Андромеды»

5.   С. Лем «Непобедимый», «Солярис».

6.   Л. Лоури «Дающий»

7.   Ж.-К. Мурлева «Зимняя битва», «Река, текущая вспять»

8.   Л. Сашар «Ямы»

9.   Р. Стивенсон «Странная история доктора Джеккила и мистера Хайда»

10.                     А. и Б. Стругацкие «Трудно быть богом», «Понедельник начинается в субботу»

11.                     Толкиен Дж. «Хоббит, или Туда и обратно», «Властелин колец»

12.                     Г. Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка», «Зеленая дверь» 

О важном, смешном и серьезном 

1.   Ч. Айтматов «Белый пароход», «Прощай, Гульсары!», «Пегий пес, бегущий краем моря», «Ранние журавли»

2.   Г. Белых, Л. Пантелеев «Республика ШКИД»

3.   Г. Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома»

4.   В. Богомолов «Иван»

5.   Д. Бойн «Мальчик в полосатой пижаме»

6.   Ш. Бронте «Джейн Эйр»

7.   Р. Буйе «Всё из-за мистера Террапта»

8.   Б. Васильев «А зори здесь тихие»

9.   Э. Веркин «Друг апрель», «ЧЯП», «Кусатель ворон», «Облачный полк»

10.     П. Г. Вудхаус Книги о Дживсе и Вустере

11.     П. ван Гестел «Зима, когда я вырос»

12.     У. Голдинг «Повелитель мух»

13.     В. Голявкин «Мой добрый папа»

14.     Д. Грин «Виноваты звёзды»

15.     О. Громова «Сахарный ребёнок»

16.     В. Гюго «Собор Парижской богоматери»

17.     Ч. Диккенс «Дэвид Копперфильд»

18.     Джером К. Джером «Трое в лодке, не считая собаки», «Трое на велосипедах»

19.     К. Дойл «Приключения Шерлока Холмса»

20.     В. Драгунский «Девочка на шаре», «Он упал на траву»

21.     А. Дюма А. «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»

22.     В. Железников В. «Чучело», «Чудак из «6б»

23.     М. Зузак «Книжный вор»

24.     М. Ибрагимбеков «Пусть он останется с нами», «За все хорошее — смерть»

25.     И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

26.     В. Каверин «Два капитана»

27.     М. Козырева «Девочка перед дверью»

28.     Ш. де Костер «Легенда об Уленшпигеле»

29.     Э. Кочергин «Крещенные крестами»

30.     Ф. Купер «Зверобой», «Последний из могикан», «Следопыт»

31.     Х. Ли «Убить пересмешника»

32.     Д. Лондон «Зов предков», «Любовь к жизни», «Смок Беллью»

33.     Б. Неверов «Ташкент — город хлебный»

34.     К. Нестлингер «Лети, майский жук!»

35.     Д. Остин «Гордость и предубеждение»

36.     Р. Паласио «Чудо»

37.     М. Петросян «Дом, в котором…»

38.     Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

39.     В. Распутин «Уроки французского»

40.     Д. Сабитова «Где нет зимы», «Три твоих имени»

41.     П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

42.     В. Семин «Ласточка-звездочка»

43.     М. Сервантес «Дон Кихот»

44.     Л. Соловьев «Повесть о Ходже Насреддине»

45.     У. Старк «Умеешь ли ты свистеть, Иоханна?»

46.     А. Тор «Правда или последствия»

47.     Г. Троепольский «Белый Бим Черное ухо»

48.     Л. Улицкая «Детский проект»

49.     А. Франк «Дневник Анны Франк»

50.     Г. Хаггард «Копи царя Соломона», «Дочь Монтесумы»

51.     К. Хайтани «Взгляд кролика»

52.     Е. Шварц «Дракон», «Тень», «Обыкновенное чудо»

53.     В. Шефнер. «Сестра печали»

54.     Г. Шмидт Г. «Битвы по средам»

55.     Э. Шмитт «Оскар и розовая дама»

56.     Г. К. Честертон «Рассказы о патере Брауне»

57.     Ю. Яковлева «Дети ворона», «Краденый город»

 

Дополнительный список художественной литературы на лето для продвинутых читателей.

«Вечные книги»

1.   Гомер «Илиада» (пер. Н. Гнедич), «Одиссея» (пер. В. Жуковский)

2.   Д. Алигьери «Божественная комедия»

3.   У. Шекспир «Король Лир», «Ромео и Джульетта»

4.   М. Метерлинк «Синяя птица»

Из русской классики

1.   А. Пушкин «Капитанская дочка», «Пиковая дама»

2.   Н. Гоголь цикл «Петербургские повести», «Ревизор»

3.   И. Тургенев «Ася»

4.   Л. Толстой «Хаджи-Мурат»

5.   Е. Шварц «Дракон»

6.   В. Набоков «Защита Лужина»

Книги о взрослении, настоящей дружбе, любви…

1.   В. Каверин «Два капитана»

2.   Р. Фраерман «Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви»

3.   А. Жвалевский, Е. Пастернак «Москвест»

4.   Д. Сабитова «Где нет зимы»

5.   Э. М. Ремарк «Три товарища»

6.   Р. Бах «Чайка по имени Джонатан Левингстон»

7.   Д. Остин «Гордость и предубеждение»

Человек на войне

1.   А. Алексин «В тылу как в тылу»

2.   Б. Васильев «А зори здесь тихие»

3.   М. Зузак «Книжный вор»

Сильные духом

1.   Э. Хемингуэй «Старик и море»

2.   Д. Олдридж «Последний дюйм»

Мир приключений и фантастики

1.   А.Стругацкий, Б. Стругацкий «Пикник на обочине»

2.   Р. Бредбери «Марсианские хроники»

3.   К. Булычев «Доктор Павлыш»

4.   И. Ефремов «Туманность Андромеды»

О гениальных сыщиках

1.   Ж. Сименон «Гнев Мегре»

2.   А. Конан Дойль «Приключения Шерлока Холмса»

«О, засмейтесь, смехачи!»

В мире сатиры и юмора

1.   О. Генри «Короли и капуста»

2.   И. Ильф, Е. Петров «Двенадцать стульев», «Золотой теленок»

О любви и дружбе

1.   В. Голявкин «Арфа и бокс».

2.   Э. Бронте «Грозовой перевал»

3.   Ш. Бронте Джейн Эйр

4.   К. Маккалоу «Поющие в терновнике»

5.   Х. Ли. Убить пересмешника. Пойди поставь сторожа

Человек на войне

1.   В. Шефнер. «Сестра печали»

Обязательная литература:

1.   Гомер «Илиада»

2.   «Песнь о Роланде»

3.   И.А. Гончаров «Обломов»

4.   Н. В. Гоголь «Тарас Бульба»

5.   Софокл «Антигона», «Царь Эдип»

6.   У. Шекспир «Ромео и Джульетта», «Гамлет»

7.   Ж. Расин «Сид»

8.   Ж.-Б. Мольер «Мещанин во дворянстве», «Тартюф»

9.   Н. В. Гоголь «Ревизор»

Дополнительная литература:

1.   Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи»

2.   Э. М. Ремарк «Три товарища», «На западном фронте без перемен»

3.   А. П. Чудаков «Ложится мгла на старые ступени»

4.   Т. Манн «Будденброки»

5.   Ч. Диккенс «Домби и сын», «Холодный дом», «Большие надежды»

6.   К. Кизи «Пролетая над гнездом кукушки»

7.   В. Попов «Иногда промелькнёт»

8.   О'Генри. Рассказы

9.   П. Мериме «Венера Илльская», «Маттео Фальконе» и др. новеллы

10.     Е. Шварц «Тень», «Дракон»

11.     Б. Брехт «Добрый человек из Сезуана»

12.     А. В. Вампилов «Прощание в июне», «Провинциальные анекдоты», «Утиная охота»

13.     Т. Уильямс «Трамвай “Желание”»

Система уроков по повести М.А. Булгакова "Собачье сердце".
1.  Сатирические традиции русской литературы в повести М.А.Булгакова.
2. Система образов произведения М.А.Булгакова «Собачье сердце». Образы повести, ставшие символами.
3. Отражение в повести «Собачье сердце» революционной действительности и глубина философской проблематики.
4. Фантастика и реальность в повести «Собачье сердце»
Откройте ГУГЛ-форму и выполните задания. Ответы пришлите мне на почту

Задания на 11.02.22 г.
Пройдясь по ссылкам 1 и 2,  выполните работы в WORDе и отправьте мне на почту.

Работать дистанционно можно через сайт https://uchi.ru 
Инструкция для родителей
  1. Зайдите с компьютера на сайт https://uchi.ru
  2. Нажмите “У меня есть код”
  3. Введите код: 9EH TZC UB7
  4. Найдите своего ребенка и начните заниматься.
Своего ребёнка найти можно , пройдясь по нижней ссылке.










Контрольный диктант в 8 классе. 2 четверть.

Поход

              Утром  участники  похода  снова  отправляются  в  путь,  рассчитывая  сегодня  подняться  на  вершину  горы.  Она  невысокая,  но  с  четырьмя  уступами.

             Едва  приметная  извилистая  тропинка   вьётся  по  берегу  неширокой  горной  речонки, берущей  начало  у  ледника,  а  затем резко  взбирается  влево.  Путешественники  с  трудом  преодолевают  крутой  подъём.

             Тропинка  огибает  беспорядочные  нагромождения  камней,  осложняющие  путь.  Приходится  преодолевать  и  эти  препятствия.  Мешают  и   заросли  дикой  малины,  усеянные  ещё неспелыми  ягодами.  Её  колючие  ветви  цепляются  за  рюкзаки,  одежду.

            Вот  и  вершина.  Здесь  туристы  располагаются  на  отдых.  Отсюда  открывается  чудесная  панорама.  Слева  от  подножия  горы расстилается  долина,  покрытая  тёмно-зелёным  лесом.  Кое-где  блестят  на  солнце  зеркала  небольших  озёр.  В  течение  тысячелетий  зарастали  их  берега  густой  растительностью.  Справа  простирается  бесконечная  цепь  холмов,  сплошь  покрытых  зеленью.

            Весь  день  туристы  наслаждались  красотой  гор,  загорали,  распевали  под  аккомпанемент  гитары  песни.  Только  к вечеру,  боясь заблудиться в  темноте, они  вернулись  на  тропу,  ведущую  в  лагерь,  делясь своими  впечатлениями  о  походе.  (147  слов)



Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи

  Пишется -НН-:

В причастиях:

В полных причастиях, образованных от глаголов совершенного вида

подареННая книга

(подарить, что сделать? Глагол совершенного вида)

В причастии, имеющем при себе зависимые слова (т.е. в причастном обороте)

крашеННая (чем?) масляной краской дверь;

вареННый (где?) в кастрюле картофель

При наличии приставки (кроме не-)

накрашеННая, сломаННый

В словах на -ованный (-еванный)

мариноваННый, арестоваННый

В прилагательных:

если основа слова заканчивается на -Н-

(Н + суффикс Н = НН)

тумаН + Н = тумаННый

картиНа + Н = картиННый

если слово образовано при помощи суффиксов

-онн-, -енн-

солома + енн = соломеННый

станция + онн = станциоННый

в трех словах, являющихся исключением:

оловяННый, деревяННый, стекляННый

В отглагольных прилагательных, оканчивающихся на -ованный, -еванный

(исключения: коваНый, жёваНый.

НО! КоваННый (чем?) медью сундук,

разжёваННый (соверш.вид)

рисОВАННЫЙ, газирОВАННАЯ, фарширОВАННАЯ

В некоторых отглагольных прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида (их надо запомнить):

видеННый, даННый, желаННый, невидаННый, негадаННый, чекаННый, неждаННый, неслыхаННый, нечаяННый, поклеваННый, свящеННый, обещаННый, отчаяННый, лишёННый, считаННые

 > >Исключение:

Прилагательное ветреНый пишется с одной -Н-.

НО! БезветреННый.

 

                                            Пишется -Н-:

В причастиях:

В кратких страдательных причастиях

Письмо (каково?) написаНо

Картины (каковы?) развешаНы

 В прилагательных:

Правила

Примеры

Исключения

если прилагательные образованы без суффикса

юНый, пряНый

 

-

в относительных прилагательных, образованных при помощи суффиксов -ан-, -ян-

кожа+ан = кожаНый

шерсть+ян = шерстяНой

оловяННый, деревяННый, стекляННый

В притяжательных прилагательных, образованных при помощи суффикса -ин-

лебедь+ин = лебедиНый

орёл+ин = орлиНый

-

В прилагательных, образованных от бесприставочных глаголов несовершенного вида с суффиксами -н-, -ен-и не имеющих зависимых слов (отглагольные прилагательные)

гружеНые (вагоны)

вязаНая (кофта)

жареНая (картошка)

желаННый

свящеННый

негадаННый

даННый

неслыхаННый

В исключении ветреНый

(НО! безветреННый)

ветреНый

(НО! безветреННый)

-

В прилагательном масляный, т.е. «состоящий из масла», «сделанный на масле», «работающий на масле»

 

масляНый

 

-

В кратких прилагательных, в существительных и наречиях пишется столько Н, сколько в полной форме прилагательного, от которого они образованы:

Утро пасмурное – утро пасмурно, было пасмурно.

Речь длинная – речь длинна, говорить длинно, подлинник.

Современный язык – она современна, современник, одеваться современно.

  • Запомним:

Отглагольное прилагательное отличается от причастия тем, что оно образуется от глаголов несовершенного вида (что делать?): жарить (что делать?) — жареный, варить (что делать?) — вареный и т. д., а причастия — от глаголов совершенного вида (что сделать?) с приставкой и без неё: купить — куплеННый; сохранить — сохранеННый и т. д.

 

                                                   Сравните:

крашеНый пол (нет ни одного из четырёх случаев)

крашеННый МАСТЕРОМ пол (есть зависимое слово)

ПокрашеННый пол - есть приставка

Будьте внимательны, когда определяете, сколько Н пишется в слове. Определяйте часть речи, смотрите, есть ли зависимые слова, всегда помните данные правила.

-Н- и –НН- в существительных и наречиях

В существительных и наречиях пишется столько Н, сколько в словах, от которых они образованы , эти части речи пишутся по тем же правилам.

Примеры:

Вёл себя воспитаННо - наречие, образовано от слова воспитаННый, в котором –НН-, так как есть приставка.

ТружеНик- существительное. образовано от глагола ТРУДИТЬСЯ, несовершенного вида.

В существительных и наречиях, образованных от причастий и прилагательных, пишется столько -Н-, сколько их было в первоначальной полной форме: воспитаННик (воспитаННый), избраННик (избраННый), свящеННик (свящеННый), ставлеННик (ставлеННый), вареНик (вареНый), копчеНости (копчеНый), мучеНик (мучеНый), морожеНое (из прилагательного морожеНое — морозить); организоваННо входить (организоваННый), удивлеННо смотреть (удивлеННый), гостиНая — от гостить (глагол несов. вида); изумлеННо — от изумлеННый (причастие, образованное от глагола сов. вида); плеННый — от плеН.

Путаный — путаница — путано (отвечать), туманный — туманность — туманно, священный — священник — священно.

Запомнить слова:

тружеНик

придаНое (невесты)

беспридаННица

мошеННик

племяННик

 

 Трудные случаи

  • В сложном слове наличие первого корня не влияет на написание НН:

свежеморожеНая рыба, но свежеЗАморожеННая рыба

  • Запомните: тяжелоранеНый, легкоранеНый – термины
  • воеНачальник, НО воеННообязННный
  • ОкаяННый- образовано от слова ОКАЯТИ( осудить )- совершенного вида, поэтому в слове НН.
  • мучеНик - от слова МУЧИТЬ, несовершенного вида.
  • Некоторые отглагольные прилагательные в краткой форме пишутся с Н, хотя в полной имеют НН:

глаза заплакаНы

пальто поношеНо

  • Различайте по лексическому значению ветреНый (день, человек), ветряНой (двигатель), ветряНая (оспа).
  • Пишите слово раненый с одной -Н-, если нет приставок или зависимых слов; если они есть -НН-: изранеННый боец, ранеННый в руку солдат.

неожидаННый

видаННый

видеННый

считаННый

медлеННый

страННый

свящеННый

чваННый

чекаННый

желаННый

окаяННый

делаННый

невидаННый

неслыхаННый

нечаяННый

неждаННый

негадаННый

жемаННый

рьяНый

пряНый

зелеНый

свиНой

бараНий

сиНий

румяНый

багряНый

смышлеНый

юНый

придаНое

 

мошеННик

тружеНик

племяННик

ставлеННик

беспридаННица









 Встречаются слова, очень похожие на вводные, которые все-таки вводными не являются. Вот пять, пожалуй, самых распространенных случаев.
Мы, наверное, опоздаем. Мы наверняка опоздаем.
«Наверное» – вводное слово, выражает неуверенность говорящего. «Наверняка» – наречие со значением «точно», «безошибочно».
Возьмем, например, два стакана сахара. 
Возьмем примерно два стакана сахара.
«Например» – вводное слово, иллюстрирует мысль говорящего. «Примерно» – наречие, обозначает неточное количество.
Наконец, всегда лучше с улыбкой смотреть на мир. 
Давал три бала ежегодно и промотался наконец.
В первом случае указывает на связь мыслей, во втором имеет значение «после всего».
Однако Иван Петрович выпил два стакана чаю, вместо одного. 
Алексей очень устал, однако сидеть было некогда. 
Сто рублей, однако, стоит…
Слово «однако» может выступать как в роли вводного (приближается по значению к междометию), так и в роли союза «но». Во втором случае запятая после него не ставится.
По словам капитана, до порта два дня пути. 
По совету врача я выпил аспирин и лег спать.
Выражения по совету, по указанию, по решению, по требованию, по замыслу, по распоряжению и т.п. вводными не являются. В отличие от по словам, по сведениям, по мнению, по-моему, по твоему мнению, помнится и т.п.

Комментариев нет: