Обязательный список литературы для чтения летом перешедшим в 10 класс
(закончившим 9 класс)
А.Н.Островский «Гроза», "Бесприданница», «Лес», «Не всё коту
масленица», «Снегурочка»
И.А.Гончаров «Обломов», «Обрыв», «Обыкновенная история»
И.С.Лесков «Тупейный художник», «Очарованный странник», « Запечатлённый ангел».
«Леди Макбет Мценского уезда».
И.С.Тургенев «Записки охотника», «Отцы и дети» «Дворянское
гнездо», «Накануне" , "Рудин", «Муму», «Постоялый
двор», «Стихотворения в прозе»
Ф.И.Тютчев. Лирика
А.А.Фет. Лирика
Н.Г.Чернышевский Роман "Что делать?"
Н.А.Некрасов «Кому на Руси жить хорошо» Лирика.
М.Е.Салтыков-Щедрин «История одного города», сказки, «Господа Головлевы»
Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» «Подросток», «Бедные люди»,
«Братья Карамазовы», «Идиот»
Л.Н.Толстой «Севастопольские рассказы», «Воскресение», «Война и мир» «Анна
Каренина»,
А.П.Чехов «Рассказы», «Вишневый сад» «Дядя Ваня», «Чайка». Дуэль. Палата №6.
Человек в футляре. Крыжовник. О любви. Ионыч.
Темы сочинения по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Работу пишем в классе 01.02.23 г.
1. Почему Белинский назвал роман "энциклопедией русской жизни"?(Лирические отступления)
2.Автор и герой в романе. (Автор и Онегин в романе. Онегин и Ленский в романе.)
3.Художественная роль писем в романе.
4. "Татьяны милый идеал".
5. Почему Пушкин назвал роман именем Онегина?
6. Согласны ли вы с мнением В.Г. Белинского, назвавшего Онегина "эгоистом поневоле"?союзной сочинительной связью между частями.
Напишите номер этого предложения.
Ответ: Предложение № – сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью между частями.
1, 2, 3, 4
| |
1, 2, 4
| |
1, 4
| |
1, 3, 4
6.Выделите цветом союзы и союзные слова, служащие
для связи
простых предложений в составе сложного. |
между частями сложного предложения.
б) Медвежонок привыкший к жизни среди людей немного поворчал но когда ему дали большую свежую рыбину занялся лакомством и вновь перестал обращать внимание на собравшийся народ. (М. М. Семёнова)
Темы для работы над Итоговым индивидуальным проектом обучающихся 9 класса.
ЗАДАНИЕ5 (синтаксический анализ предложений)
Чем может
быть выражено
|
Примеры
|
Имя
существительное
|
Редела тень.
Восток алел
|
Местоимение
|
Я помню чудное мгновение.
Никто не пришёл.
Кто это сделал?
[Море, (которое плескалось
рядом), очаровало меня).
|
Прилагательное в значении
существительного
Наречие
Причастие в значении
существительного
|
Приезжий был невысок ростом.
Завтра не будет похоже на сегодня.
Командующий перестал ходить по мостику.
|
Числительное + имя
существительное
|
Два бойца сидят в дозоре.
|
Неопределённая форма
глагола
|
Учиться всегда пригодится
|
Междометье в значении
существительного
|
Далече грянуло ура
|
Синтаксически неделимое
словосочетание
|
Анютины глазки росли около крыльца.
Шли два приятеля.
Несколько
повозок въехало во двор гостиницы.
|
Числительное
|
Десять делится на два.
|
Простое
глагольное сказуемое
|
Составное
глагольное сказуемое
|
Составное
именное сказуемое
|
1. Выражено одним глаголом в форме какого-либо
наклонения: Проснулись птицы. Ещё громче будут петь птицы
(сложная форма будущего времени)
Он пел. (Изъявительное наклонение)
Ты спел бы. (Условное наклонение)
Пой. (Повелительное наклонение)
|
Имеет две
части: вспомогательную и основную = Н.Ф. глагола
Вспомогательная часть
может быть выражена:
1. Глаголами,
обозначающими начало, продолжение,
конец действия, долженствование:
мочь, уметь, хотеть, решить,
продолжать, стараться, стать, собираться, успеть, кончить,
перестать, надеяться:
Он хотел проехать
мимо
|
Имеет две
части:
именную части и глагол – связку, который может
отсутствовать.
Именная часть сказуемого
выражена:
1. Именем
существительным в И.п. или Т.п.
Он ученик. Он был учеником.
2. Полным
или кратким прилагательным, а также прилагательным в сравнительной степени
Мы молодые. Мы молоды. Мы моложе
Мы были молодыми.
|
2. Глаголом в форме сложного будущего времени
Что я буду делать?
3. Глаголом в форме повелительного наклонения с
частицами.
Да подойдите же сюда!
4. Глаголом с частицами было, так,
знай, себе, таки и др.
Снег так и валил.
Фадеев пошёл было с корзинкой на берег.
5. Устойчивым словосочетанием (фразеологизмом)
Он стоял как
вкопанный.
|
2. Краткими прилагательными (рад, готов, должен, способен, обязан
и др.)
Вы должны
трудиться.
3. Фразеологизмами
Он горел желанием
выступить
4. Словами состояния со значением желательности,
необходимости (надо, нельзя, можно,
нужно, лень, необходимо):
Надо учиться языку.
5.Словами состояния,
выражающими эмоциональную оценку действий (любить, бояться, стыдиться, опасаться и
др.):
В знойные дни хорошо
бродить по лесу.
Основная часть
несёт в себе главную смысловую нагрузку и выражена глаголом в не-
определённой
форме.
Примечание: Следует иметь в виду, что сочетание с личным глаголом не всегда
является составным глагольным сказуемым.
1. В составном глагольном
сказуемом инфинитив всегда обозначает действие того лица, которое названо
подлежащим.
Стал он кликать золотую рыбку.
Если
же инфинитив обозначает действие другого лица, он представляет собой
дополнение при простом глагольном сказуемом.
Матушка в слезах наказывала мне беречь свое
здоровье.
2.
При глаголах движения (или прекращения движения) инфинитив со значением цели
является обстоятельством.
Я опять пришел
сюда слушать прибой.
|
3. Кратким страдательным причастием, категорией
состояния:
Дорога проложена.
Жарко. Мне весело.
4. Предложно- падежным сочетанием:
Он в восторге.
Небо было в тучах.
5. Местоимением:
Дом теперь мой.
6. Числительным: Два + три будет пять
7. Наречием:
Ей туфли впору будут.
8.Синтаксически неделимым словосочетанием:
Он был высокого
роста. Варя была с заплаканными глазами.
Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета.
Сапожки – что тебе
зеркало.
Глагол - связка может быть выражен:
1. Всеми формами глаголов: быть, стать, делаться, являться,
казаться, становиться, иметь вид, называться
Ты был смелым.
Всё делается светлее от первого снега.
Дворец казался островом.
2. В роли связок могут выступать глаголы, имеющие
значения движения, состояния (стоять, прийти, приехать, вернуться, сидеть и
др.)
Я возвратился
усталым.
Мы пришли веселые.
Ели и сосны стояли
зеленые.
Примечание: В состав сказуемого могут входить частицы это,
вот, как, не, будто, словно и др.
Поэзия – это душа
подвига…
|
Помощь в выполнении Д/З. Два "Памятника"
- они посвящены теме подведения итогов и оценки поэтом своего вклада в жизнь современного общества и будущих поколений;
- оба поэта позиционируют себя по отношению к власти;
- И Державин, и Пушкин видят свою заслугу не в совершенствовании поэтического мастерства, поэтической формы, даже не в развитии языка – а только в содержании тех мыслей, идей, которые считали себя вправе и решились высказать;
- Пушкин, как и Державин, написал стихотворение из пяти строф, положив в основу торжественный ямб, подчеркнув этим свою связь с “учителем”.
Подробнее: https://obrazovaka.ru/question/sravnit-pamyatnik-pushkina-i-derzhavina-sravnenie-i-analiz-stihotvorenij-65783#ixzz60Mibd2Ev
Встречаются слова, очень похожие на вводные, которые все-таки вводными не являются. Вот пять, пожалуй, самых распространенных случаев.
Мы, наверное, опоздаем. Мы наверняка опоздаем.
«Наверное» – вводное слово, выражает неуверенность говорящего. «Наверняка» – наречие со значением «точно», «безошибочно».
Возьмем, например, два стакана сахара.
Возьмем примерно два стакана сахара.
«Например» – вводное слово, иллюстрирует мысль говорящего. «Примерно» – наречие, обозначает неточное количество.
Наконец, всегда лучше с улыбкой смотреть на мир.
Давал три бала ежегодно и промотался наконец.
В первом случае указывает на связь мыслей, во втором имеет значение «после всего».
Однако Иван Петрович выпил два стакана чаю, вместо одного.
Алексей очень устал, однако сидеть было некогда.
Сто рублей, однако, стоит…
Слово «однако» может выступать как в роли вводного (приближается по значению к междометию), так и в роли союза «но». Во втором случае запятая после него не ставится.
По словам капитана, до порта два дня пути.
По совету врача я выпил аспирин и лег спать.
Выражения по совету, по указанию, по решению, по требованию, по замыслу, по распоряжению и т.п. вводными не являются. В отличие от по словам, по сведениям, по мнению, по-моему, по твоему мнению, помнится и т.п.
Вводные слова.
Значения
вводных слов
|
Примеры
вводных слов
|
1. Степень достоверности сообщения:
|
|
большая степень уверенности
|
безусловно,
разумеется, без сомнения, несомненно, конечно, бесспорно, действительно, само
собой
|
меньшая степень уверенности, предположение
|
вероятно,
кажется, может, может быть, быть может, наверно, наверное, возможно, пожалуй,
должно быть, думаю, надо полагать, очевидно, по-видимому, видимо, видно, не
правда ли, в самом деле, по всей вероятности
|
2. Различные чувства:
|
|
радость, удовольствие
|
к
счастью, к радости, к общей радости, на радость,
к
удовольствию, на счастье
|
сожаление, огорчение
|
к
(большому, великому) огорчению, к прискорбию,
к
сожалению, жаль, к несчастью, на беду, как на беду,
как
нарочно, к великой досаде, как назло, к стыду, по несчастью, нечего греха
таить
|
удивление
|
к
удивлению, к изумлению, странное дело, удивительное дело
|
страх, опасение
|
ужас,
чего доброго, неровен час, к ужасу
|
|
|
сам говорящий
|
С
моей точки зрения, по-моему, думаю, вижу, помнится, известно, на мой взгляд,
по моему мнению
|
другие люди
|
по-вашему,
говорят, по слухам, по преданию, слышно, по наблюдению…, по выражению…, по
мнению…, по словам…, с точки зрения…, по утверждению…, по рассказам…, по
сообщению…, по сведениям…
|
|
|
привлечение внимания
|
Позвольте,
помилуйте, поймите, послушайте, согласитесь, понимаете, знаете, видите ли,
видишь ли, вообразите, заметьте (себе), помните
|
выражение вежливости
|
извините,
простите, пожалуйста, будьте добры, спасибо, будьте любезны
|
|
|
связь мыслей, порядок
|
перечисление: например,
во-первых, во-вторых,
в-третьих,
наконец, далее;
противопоставление: напротив,
наоборот, однако,
с
одной стороны, с другой стороны;
следствие,
вывод: значит,
итак, следовательно, в общем, таким образом, стало быть
|
способ оформления мыслей
|
другими
словами, иначе говоря, короче, короче говоря,
к
слову сказать, кстати, лучше сказать, между нами говоря, так сказать, одним
словом, проще говоря, подчёркиваю, по существу
|
Презентация по "Слову о полку Игореве"