Но для меня интереснее всего в
романе Толстого стало разрешение вопроса, почему Наташа поверила дураку Анатолю
и предпочла его благородному Андрею? «Князя
Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она
любила тоже, это было несомненно», - вот что думает Наташа, пытаясь разобраться
в своих чувствах. В чем тут логика? Виной всему это внутреннее чувство свободы,
детское Наташино: «Не замуж, а так». Но если у Наташи в этом наивном «все
можно» заложено поэтическое чувство свободы и любви, основанное на доверии, без
всяких вопросов «зачем», то у Анатоля тоже «всё можно», но совсем по-другому.
Его эгоизм животно-наивный и ничем не стеснённый в сознании. Просто Курагин
лишен способности знать, что будет
дальше этой минуты его удовольствия. Такая полная свобода дана Анатолю его
бессмысленностью. И чувство свободы Наташи, и безудержный эгоизм Анатоля
рождаются из распада морали «доброго старого времени». И через этот распад
видна вся пропасть различия между Наташей и Анатолием. Неслучайно Наташе в присутствии Анатоля
«приятно, но почему-то тесно и тяжело». Она испытывает удовольствие, волнение и вместе с ним страх от отсутствия преграды
стыдливости между нею и этим человеком.
Мне кажется, Толстой хочет сказать нам, что свобода человека не вне морали.
Свободные отношения должны быть направлены нравственным чувством людей. В
идеале то и другое должно совпадать, чтобы нравственность не была насилием над
свободой, а свобода не была аморальна.
И в этом смысле «Война и мир», объёмами и
непонятностью которой меня так пугали, стала после прочтения близка и понятна.
Сегодня тоже остро стоят на повестке дня вопросы морали и свободы, патриотического
долга и обывательщины. Ответы на некоторые из них я смогла найти в романе,
например: «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях» или
«браки, построенные по расчету, нежизнеспособны.» Некоторые не нашла. Но раздумья по поводу этих проблем меня вдохновили, а уж эмоциональный
отклик на них, я, несомненно, услышала в
своей душе.
Комментариев нет:
Отправить комментарий