пятница, 15 марта 2019 г.

Подхватить подмышки или под мышки?

Почесать подмышками или под мышками? 
Подхватить подмышки или под мышки? 
Почему иногда мы видим слитное, а иногда раздельное написание? И как все-таки правильно?А правильное написание зависит от того, что вы хотите сказать…Как ни странно, это не только разные слова, но и разные части речи!
Бритые подмышки – дань современной моде.
Здесь слово «подмышки» (в единственном числе «подмышка») – существительное, обозначающее «область под мышцей».Кстати, слово «мышца» восходит к латинскому musculus, что переводится как «мускул», «мышца», «мышка» в значении «мышонок». Так что у древних римлян, как и у нас, мышцы и мыши тоже каким-то образом ассоциировались между собой.А вот в выражениях
подхватить ребенка под мышки, нести под мышкой газету
мы видим наречия. Их писать следует раздельно.Наречие – неизменяемая часть речи. Соответственно, «под мышки», «под мышкой», «под мышками» – это всё разные слова.В то время как «подмышка, подмышки, подмышке, подмышку, подмышкой, о подмышке» – формы одного слова.
Итак, существительное – слитно, наречие – раздельно.
Почесать подмышку – почесать под мышкой.
У меня сухие подмышки – у меня сухо под мышками.
Поддерживать за подмышки – поддерживать под мышками .
Не ошибайтесь!

вторник, 5 марта 2019 г.

"Без гамматической ошибки я русской речи не люблю". (А.С. Пушкин.)

Передовые взгляды оказывали некое влияние и на самых заносчивых представителей дворянства, кои вынуждены были применять чуждые языковые правила и технику речи, отличные от усвоенных с детства. Пушкин ведь с досадой признавался, что вынужден перевести письмо Татьяны с французского на русский:
Ничего, впрочем, удивительного: к самому Пушкину было достаточно пренебрежительное отношение после опубликования сказок для взрослых, изложенных излишне чистым русским языком, но которые сейчас считаются детскими.
Поэтому ирония Пушкина по отношению к тем, кто пытается говорить на почти чуждом диалекте, - она очевидна:
Александр Сергеевич вовсе не ратовал за безграмотность, он констатировал факт: молодые русские девушки не умели толком говорить по-русски, а изъяснялись все больше на французском языке. И Пушкина умиляли их попытки говорить по-русски".
Я знаю: дам хотят заставить
Читать по-русски.
Право, страх!

Могу ли их себе представить
С "Благонамеренным" в руках!
Я шлюсь на вас, мои поэты;
Не правда ль: милые предметы,
Которым, за свои грехи,
Писали втайне вы стихи,
Которым сердце посвящали,
Не все ли, русским языком
Владея слабо и с трудом,
Его так мило искажали,

И в их устах язык чужой
Не обратился ли в родной?
«Но и в самом "Онегине" хватает ошибок. Например, все с детства декламируют "Зима! крестьянин торжествуя... Его лошадка снег почуя, плетётся рысью как-нибудь", и при этом никто не задумывается, а как же лошадка может плестись, ежели она бежит! Ведь рысь - это, по В.И.Далю, - "конская побежка, в которой лошадь подымает ноги накрест: левую переднюю, и тотчас за нею правую заднюю". Ещё одна из намеренных ошибок Пушкина, которую так и не смогли разгадать даже такие известные комментаторы «Евгения Онегина» как Н.Л.Бродский, В.В.Набоков и Ю.М.Лотман, состоит в следующем. После того, как Пушкин в течение всего романа описывает Татьяну Ларину в окружении природы среднерусской полосы России с её лесами, рощами, дубравами и т.д., у него в XVII строфе восьмой главы «Онегина» вдруг ни с того, ни с сего Онегин, увидев Татьяну, восклицает: «Как! Из глуши степных селений»! Это явная ошибка, хотя назвать прямо это слово никто из комментаторов так и не решился. Пушкин же, переиздавая «Онегина», эту ошибку не исправил, что только лишний раз подтверждает то, что она у него намеренная. Поищите ответ о смысле этой ошибки, а я подскажу, что частично он имеется и в самом «Онегине».
Пусть эти сведения помогут вам осознать всю важность русского языка как объекта культурного наследия и сделать собственную речь более чистой, приятной и понятной.

пятница, 23 ноября 2018 г.

Алгоритм выполнения заданий 2-14 ОГЭ 2019 г.

https://app.box.com/file/355296373377 алгоритм и примеры.

Запятая в предложениях с повторяющимися союзами. Зад. 16. ЕГЭ 2019 г.

1.Если в предложении больше  двух однородных членов, а союз И (ДА, ИЛИ) стоит не перед каждым из них, но хотя бы только перед двумя, то запятая ставится между всеми однородными членами, в том числе и перед первым И (ДА, ИЛИ):
- Татьяна верила преданьям простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны.
- Ни звука: и видишь ты синий свод неба, да солнце, да лес.
- Он рощи полюбил густые, уединенье, тишину, и ночь, и звёзды, и луну.

2. Запятая не ставится во фразеологических оборотах с повторяющимися союзами: ни то ни сё, ни свет ни заря, и так и сяк, и туда и сюда, ни рыба ни мясо, ни днём ини ночью, ни дать ни взять, ни взад ни вперёд.
- Иван Никифорович был ни жив ни мёртв. 
- На другой день ни свет ни заря Лиза уже проснулась. 
https://app.box.com/file/355284734495 - тренировочные задания с ответами.

понедельник, 29 октября 2018 г.

Одно стихотворение, чтобы выучить все ударения.

 Фено́мен звони́т по среда́м, Приня́в догово́р по года́м, Он о́тдал экспе́ртам эско́рта Хода́тайство аэропо́рта. Как у нашей Марфы Есть в полоску ша́рфы! Срубили ель, сорвали щаве́ль. Долго ели то́рты — Не налезли шо́рты! Звони́т звонарь, Звоня́т в звонок, Чтоб ты запомнить верно смог. Ты нам шторы не вози, Мы повесим жалюзи.

среда, 24 октября 2018 г.

ОГЭ 2019, к заданию 10.

НИКОГДА НЕ БЫВАЮТ ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ:

ВДРУГ, ВРЯД ЛИ, ВЕДЬ, ВСЁ-ТАКИ, КАК БУДТО, КАК РАЗ, КАК БЫ, К ТОМУ ЖЕ, 
МЕЖДУ ТЕМ, ЯКОБЫ, АВОСЬ, ЛИШЬ, ДАЖЕ, ЕДВА ЛИ,  ОДНАЖДЫ, БУДТО, 
ПРИМЕРНО, ПРИБЛИЗИТЕЛЬНО, ПОЧТИ.

понедельник, 22 октября 2018 г.

В твой словарь

Что такое сентенция?

Большинство людей терпеть не могут, когда кто-то их поучает. Особенно раздражают в этом случае мудрые высказывания, которые говорят для красного словца, ведь они никак не помогают делу. Вот такие умные наставления-изречения обычно и называют сентенциями.
Сентенцией называют афоризм или пословицу с нравоучительным характером. Часто ее изрекают в повелительном наклонении: не буди лихо, пока оно тихо; учись доброму, так худое на ум не пойдет и т.д.
Изначально этим термином называли краткие наставительные изречения на латыни. Как правило, такие меткие фразы происходили из античных источников, но произносили их в отрыве от контекста. Со временем сентенциями стали называть любые мудрые мысли-нравоучения.

вторник, 9 октября 2018 г.

Полезные ссылки. Самоподготовка.

Сайт Драгункина В.В. Очень полезный для самоподготовки к экзаменам в формате ЕГЭ и ОГЭ.
http://www.xn--90aalbidhgplslghha6a.xn--p1ai/publ/russkiy_jazyk/teoriya_oge/zadanie_5_pravopisanie_suffiksov_raznykh_chastej_rechi_i_lichnykh_okonchanij_glagolov/10-1-0-23

https://bingoschool.ru/ege/russian/tasks/#main - задания с теорией. современный обучающий ресурс по подготовке к ЕГЭ по заданиям.

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/n-i-nn-v-kratkih-prilagatelnyh - Образовака. Правило + тест по заданной теме.

https://www.examen.ru/tests/vnutrennij-ekzamen-chereduyushhiesya-bezudarnyie-glasnyie-v-korne - тренировочные задания с ответами. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

https://ege.yandex.ru/ege/russian - лекции с разъяснениями.

https://www.ctege.info/variantyi-zadaniya-i-probnyie-testyi-ege/ - тренировочные задания по всем направлениям курса. требует скачивания тестов в формате PDF

https://rus-oge.sdamgia.ru/ - Вы можете составить вариант из необходимого вам количества заданий по тем или иным разделам задачного каталога. Пока только до 2018 г., но потренироваться можно.

https://neznaika.pro/oge/rus_oge/ - требуется регистрация.

https://saharina.ru/ege/ - сайт Захарьиной. Несколько вариантов изучения русского языка. Тематические тесты и правила.
БУДЬТЕ ВНИМАТЕЛЬНЫ: не все тесты на указанных сайтах соотносятся с последними изменениями в структуре ЕГЭ и ОГЭ.

суббота, 8 сентября 2018 г.

Сочинение к допуску на ЕГЭ 2018-2019 г.

Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2018/19 учебный год
  • Отцы и дети
  • Мечта и реальность
  • Месть и великодушие
  • Искусство и ремесло
  • Доброта и жестокость
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

воскресенье, 26 августа 2018 г.

Изменеия в ЕГЭ по русскому языку на 2019 г.

РУССКИЙ ЯЗЫК 
1) Увеличено количество заданий в экзаменационной работе с 26 до 27 за счёт введения нового задания (21), проверяющего умение проводить пунктуационный анализ текста. 
2) Изменён формат заданий 2, 9–12. 
3) Расширен диапазон проверяемых орфографических и пунктуационных умений. 
4) Уточнён уровень сложности отдельных заданий. 
5) Уточнена формулировка задания 27 с развёрнутым ответом. Уточнены критерии оценивания задания 27. 
http://fipi.ru/ege-i-gve-11/demoversii-specifikacii-kodifikatory

воскресенье, 22 июля 2018 г.

К сочинению на тему добра и зла.

Е.Евтушенко.ЗЛО.
Добро должно быть с кулаками.
М. Светлов (из разговора)

Мне говорят,
качая головой:
"Ты подобрел бы.
Ты какой-то злой".
Я добрый был.
Недолго это было.
Меня ломала жизнь
и в зубы била.
Я жил
подобно глупому щенку.
Ударят -
вновь я подставлял щеку.
Хвост благодушья,
чтобы злей я был,
одним ударом
кто-то отрубил!
И я вам расскажу сейчас
о злости,
о злости той,
с которой ходят в гости,
и разговоры
чинные ведут,
и щипчиками
сахар в чай кладут.
Когда вы предлагаете
мне чаю,
я не скучаю -
я вас изучаю,
из блюдечка
я чай смиренно пью
и, когти пряча,
руку подаю.
И я вам расскажу еще
о злости...
Когда перед собраньем шепчут:
«Бросьте!..
Вы молодой,
и лучше вы пишите,
а в драку лезть
покамест не спешите",-
то я не уступаю
ни черта!
Быть злым к неправде -
это доброта.
Предупреждаю вас:
я не излился.
И знайте -
я надолго разозлился.
И нету во мне
робости былой.
И -
интересно жить,
когда ты злой!

1955




четверг, 19 апреля 2018 г.

АКРОСТИХ

Прочитайте по вертикали, используя 
первые буквы строки.

Ангел лёг у края небосклона,
Наклонясь, удивлялся безднам.
Новый мир был тёмным и беззвёздным.
Ад молчал, не слышалось ни стона.
Алой крови робкое биенье,
Хрупких рук испуг и содроганье,
Миру снов досталось в обладанье
Ангела святое отраженье.
Тесно в мире! Пусть живёт, мечтая
О любви, о грусти и о тени,
В сумраке предвечном открывая
Азбуку своих же откровений.
http://tatianabogdanova.blogspot.com
                                    (Н. Гумилёв)

четверг, 12 апреля 2018 г.

Воздействие цвета на человека

Воздействие цвета на человека..\Богданова Т
Оранжевый вызывает лёгкое возбуждение, ускоряет кровообращение, способствует пищеварению.
Жёлтый – стимулирует умственную деятельность
Зелёный – нежный, умиротворяющий, спокойный
Голубой – снижает кровяное давление, успокаивает
Синий – обусловливает серьёзность, строгость в поведении
Фиолетовый возбуждает деятельность сердца и лёгких, увеличивает сопротивляемость организма простудным заболеваниям.

понедельник, 19 февраля 2018 г.

Проблема страха на войне. Примерный вариант сочинения по рассказу Д.Гранина «Первая бомбёжка».

Про
Одна из проблем, заключённых в предложенном повествовании известного советского писателя, почётного гражданина Петербурга Даниила Гранина, заключается в следующем: можно ли избавиться от страха на войне?
Проблема не праздная, она касается тех, кто собирается служить в армии по контракту и на срочной службе. Она крайне важна для тех, кто сделал военную специальность своей профессией. Ведь не решив для себя эту проблему, нельзя отправляться в бой. Как пишет Гранин, «самолёты…заходили на цель», а целью был он (солдат). И в этом весь ужас.
Гранин пишет: «Я был опустошён, противен себе, никогда не подозревал, что я такой трус». Однако в бою проблему страха приходилось решать, и автор отрывка пишет так: «Мы преодолевали страх тем, что сопротивлялись, стреляли», становясь опасными для противника, заставляя его бояться.
Я думаю, что писатель-фронтовик прав потому, что, во-первых, у него богатый боевой опыт, во-вторых, потому, что другого выхода на войне нет.
Подтверждением этой мысли служат строки из стихотворения поэта-фронтовика М. Кульчицкого: «Война совсем не фейерверк, а просто трудная работа…» Если к ней так относиться, то страх притупляется, о нём не думаешь, а просто стреляешь, бьёшь врага, а если думаешь, то только о Родине «с ежедневными Бородино». (М.Кульчицкий)
Вспоминаются мысли А. Болконского из романа «Война и мир». Князь в ходе Шенграбенского сражения думал: «Я не могу бояться», и ещё: «Но одна мысль о том, что он боится, снова подняла его». То есть он, Болконский, не может бояться, бояться должен враг. Именно потому мы победили французскую армию в Отечественную войну 1812г. Да ещё, как писал Л.Н.Толстой, из - за «скрытой теплоты патриотизма». Настоящему патриоту трусость чужда.
Таким образом, очевидно, что страх на войне победить можно, и помогает в этом отношение к войне, как к необходимой работе. Не выполнить работу – значит отдать Родину на растерзание врагу. И когда понимаешь, что отступать некуда: на кону такие ценности, как независимость страны, отчего дома, семьи, - страх пропадает.

понедельник, 5 февраля 2018 г.

Лжевводные слова

«Наверняка», «в то же время», «в первую очередь»  это не вводные слова, а наречия или наречные выражения. В справочниках нет правил, которые бы обязывали выделять наречия запятыми, хотя интуитивно хочется поставить знак препинания. Проверить можно, задав вопрос - «как, каким образом, когда, где?» и другие наречные вопросы помогут отличить их от вводных слов, к которым задать вопрос не получится.

Полезная ссылка: ЕГЭ, зад.7

http://ege-study.ru/ru/ege/materialy/russkij-yazyk/zadanie-7/

Запомните: по прибытиИ, по окончаниИ, по завершениИ, по истечениИ, по приездЕ, по прилетЕ.
·         Запоминаем особенности управления в следующих словосочетаниях:
Доказывать (что?) правоту
Избегать (чего?) опасности
Отчитаться (в чём?) в расходах
Поражаться (чему?) терпению
Привести пример (чего?) ошибки
Подвести итог (чему?) работе
Признаться (в чём?) в преступлении
Скучать, грустить (по ком?) по вас

понедельник, 18 декабря 2017 г.

3 упражнения для повышения грамотности.

Мы рекомендуем выполнять каждый день три простых, но очень эффективных упражнения, которые займут у вас всего 10 минут. Но заниматься нужно обязательно каждый день. Упражнения настолько просты, что даже самый ленивый человек сможет выполнять их постоянно. Чтобы научиться грамотно писать по-русски, не обязательно зубрить правила, можно запоминать сами слова.

Упражнение 1

Спишите в тетрадь 8 - 12 фраз из сборника для списывания. Это задание займёт у вас 2-3 минуты. Моторная память поможет запомнить, как пишутся сложные слова. Некоторые правила вы схватите интуитивно.

Упражнение 2

Возьмите свежую газету и проработайте одну полосу. Ваша задача - выделять маркером все слова, в которых вы могли бы допустить ошибку. Особое внимание уделяйте неологизмам. Если встретятся незнакомые слова, погуглите их и обязательно обратите внимание на правописание. Так вы приучите свой мозг обращать внимание на правописание слов в текстах, которые вам приходится читать. Если у вас нет больших проблем с техникой чтения, на это задание уйдёт минуты три.

Упражнение 3

Из этой же газеты или любого сборника диктантов, а лучше всего, конечно, из сборника текстов для орфографического чтения читайте что-нибудь в течение пяти минут. Читать надо орфографически, четко проговаривая слоги, вслух. Так вы приучите мозг читать, запоминая правописание. Когда этот процесс автоматизируется, в дальнейшем вы будете непроизвольно воспринимать все слова, которые вам встретятся, вместе с их правописанием. 

среда, 29 ноября 2017 г.

Блоку 137 лет. "Трагический тенор эпохи".

В 1880 году население Санкт-Петербурга перевалило за восемьсот пятьдесят тысяч человек, в продаже появились «электрические свечи-тушилки», в Москве напротив Тверского бульвара торжественно открылся памятник Пушкину, народовольцы устроили взрыв в Зимнем дворце, едва не стоивший жизни Александру II… И 28 ноября 1880 года в Санкт-Петербурге родился Александр Блок — впоследствии один из лучших поэтов Серебряного века.
В свой последний, 1921 год Сашура особенно мучился: ему стало окончательно ясно, что на всем свете у него было, есть и будет только две женщины — Люба и «все остальные». В апреле он уже был болен. Страшная слабость, испарина, сильная боль в руках и ногах, бессонница, раздражительность…
Последняя прогулка: с Любой (Любовью Дмитриевной Менделеевой) по любимым местам — по Мойке, по Неве…
Последние дела: разобрал архив, сжег некоторые записные книжки и письма.
Последняя строка: «Мне пусто, мне постыло жить!»
Вечером 7 августа на замызганном кухонном столе лежало то, что когда-то было Александром Блоком, который когда-то был Гамлетом…
Поэт был похоронен на Смоленском православном кладбище Петрограда. Там же похоронены семьи Бекетовых и Качаловых, включая бабушку поэта Ариадну Александровну, с которой он находился в переписке. Отпевание было совершено 10 августа (28 июля старого стиля − день празднования Смоленской иконе Богоматери) в церкви Воскресения Христова. В 1944 году прах Блока был перезахоронен на Литераторских мостках на Волковском кладбище.

Александр Блок и его жена Любовь Дмитриевна Менделеева. 1903 го