Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. (Талмуд)
вторник, 8 февраля 2011 г.
суббота, 29 января 2011 г.
Система уроков по роману Б.Л. Пастернака. "Доктор Живаго." Анализ эпизодов.
Урок № 1. Разговор Ю.Живаго с тяжелобольной Анной Ивановной Громеко.(кн.1 , часть3, гл 2,3.)
1. Почему Пастернак так подробно описывает комнату Анны Ивановны? Какой помощи и почему ждет она от Юрия Живаго? Какой смысл вкладывает в понятие талант?
2. Что Юрий Андреевич называет талантом? Как это выразилось в его словах, обращенных к Анне Ивановне?
3. Как Юрий Живаго понимает "жизнь вечную"? Как меняется душевное и физическое состояние Анны Ивановны в этом эпизоде?
Урок № 2. Встреча Юрия Живаго с зыбушинским глухим Погоревших по дороге из Мелюзеева в Москву.(Кн. 1, ч.5, гл.14,15,16)
1. Случайно ли для Пастернака, что встреча происходит в поезде? Почему Погоревших выведен писателем глухим? К чему он глух?
2. В чем разница между Юрием Живаго и Погоревших? Почему Юрию Андреевичу стало не по себе после разговора с этим попутчиком?
3. Каково в этом эпизоде значение пейзажных миниатюр?
Урок №3. Встреча Юрия Живаго со Стрельниковым на станции Развилье под Юрятиным. (Кн. 1, ч. 7, гл. 29,30,31)
1. Важно ли, что встреча двух героев происходит на станции Развилье?
2. Что общего и различного в восприятии Стрельникова Юрием Живаго и Борисом Пастернаком? Почему Юрий Живаго не вступил в спор со Стрельниковым? Каково значение в этом эпизоде мальчика-гимназиста?
3. Как характеризуют Стрельникова его мысли в конце эпизода? В чем сходство и различие между Ю.Живаго и Стрельниковым?
Урок №4. Описание боя партизан с мальчиками-гимназистами. (Кн.2,ч 11, гл.4)
1. Что отмечает Ю.Живаго в мальчиках-гимназистах во время боя?
2. Почему вопреки своей воле Ю.А. берется за оружие? Каково значение в этом эпизоде упоминания о ладанке телеграфиста и тавлинке гимназиста, с вложенными в них текстами 90-го псалма?
3. Что хотел показать Б.Л. Пастернак в этом эпизоде? Каково значение эпизода в судьбе главного героя и в идейно-художественной концепции романа?
Урок №5.Возвращение Юрия Живаго из партизанского отряда в Юрятин. (Кн.2,ч.13, гл.1,2,3,7,18)
1. Каково значение описания дороги и ипейзажных зарисовок в этом эпизоде?
2. Какие чувства переполняют Юрия Живаго, когда он приходит в дом Лары? Чем Лара дорога Ю.А.?
3. Почему на Юрия Живаго так сильно подействовали революционные декркты?
Урок №6.Юрий Живаго в Варыкино после расставания с Ларой.(Кн.2, ч.14, гл.13,14, эпилог)
1. Как Борис Пастернак показывает боль утраты, нанесенный Ю.Живаго?
Почему после отъезда Лары Юрий Андреевич почти все время отдает поэтическому творчеству?
2. Как переплетаются в сознании Юрия Живаго воспоминания о Ларе с размышлениями о революции, истории, искусстве? Почему эти размышления приносят герою"трагическое счастье"?
3. Роль эпилога в романе?. Какие ,с вашей точки зрения,стихи из тетради Ю.Живаго соотносятся с сюжетной конвой романа? Почему именно эти?
Подписаться на:
Сообщения (Atom)