Вполне может помочь тем, кому образ собственного учителя приелся, кто сразу засыпает, слушая его лекцию.
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass
http://interneturok.ru/ru/school/literatura/11-klass
Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. (Талмуд)
Проблематика произведения
|
Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?)
|
Позиция
|
Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)
«Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа)
|
А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар».
А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек».
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
|
Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.
|
Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер).
«Правду говорить легко и приятно». (Иешуа)
|
А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не спаривай глупца»)
Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти); М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Солженицына, не пожелавших творить в угоду власти
|
Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.
|
Милосердие и всепрощение (Маргарита — Фрида, Иешуа — Пилат)
|
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников)
|
Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.
|
Верность и предательство (Иуда — Левий Матвей, Маргарита)
|
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий — Остап)
В. Быков «Сотников» (Рыбак — Сотников)
|
Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен — одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.
|
Критерии оценивания
|
Баллы
|
К1.
Соответствие теме
|
|
Выпускник в
той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь
её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или
размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных
с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
|
2
|
Выпускник
поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел
сочинения прослеживается.
|
1
|
Сочинение не
соответствует теме,
и/или
коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
|
0
|
К2.
Аргументация. Привлечение литературного материала
|
|
Выпускник при
раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного
произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору,
определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный
уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика,
проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа
художественного текста в единстве формы и содержания;
допущено не
более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала
(ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и
топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и
исторических фактов и т.п.)
|
2
|
Выпускник
строит рассуждение с опорой на литературный материал, но ограничивается общими высказываниями по
поводу художественного произведения;
и/или
ограничивается простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены
2-4 фактические ошибки, связанные со знанием
литературного материала.
|
1
|
сочинение
написано без привлечения литературного материала,
или
литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для
рассуждения,
и/или
сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
|
0
|
К3. Композиция
|
|
Сочинение
отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и
соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений
последовательности и необоснованных повторов.
|
2
|
Сочинение
отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между
собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и
необоснованные повторы,
и/или в
сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения
композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль
повторяется и не развивается.
|
1
|
Грубые
логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует
тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
|
0
|
К4. Качество
речи
|
|
Выпускник
точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при
необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
|
2
|
Выпускник
точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и
однообразием грамматического строя речи.
|
1
|
Низкое
качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано
бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и
вульгаризмами.
|
0
|
К5.
Оригинальность сочинения
|
|
Выпускник демонстрирует
творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются
интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или
свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
|
1
|
Выпускник не
демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного
подхода, и/или оригинальности стиля.
|
0
|
К6. Речевые
нормы
|
|
Допущено не
более 2 речевых ошибок.
|
2
|
Допущены 3-4
речевые ошибки.
|
1
|
Допущены 5 и
более речевых ошибок.
|
0
|
К7.
Орфографические нормы
|
|
Орфографических
ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
|
3
|
Допущены 2-3
орфографические ошибки.
|
2
|
Допущены 4-5
орфографических ошибок.
|
1
|
Допущено более
5 орфографических ошибок.
|
0
|
К8.
Пунктуационные нормы
|
|
Пунктуационных
ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
|
3
|
Допущены 2-3
пунктуационные ошибки.
|
2
|
Допущены 4-5
пунктуационных ошибок.
|
1
|
Допущено более
5 пунктуационных ошибок.
|
0
|
К9.
Грамматические нормы
|
|
Допущено не
более 2 грамматических ошибок.
|
2
|
Допущены 3-4
грамматические ошибки.
|
1
|
Допущено 5 и
более грамматических ошибок.
|
0
|
К10.
Фактическая точность в фоновом материале
|
|
Фактические
ошибки отсутствуют.
|
1
|
Допущены
фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
|
0
|
МАКСИМАЛЬНЫЙ
БАЛЛ
|
20
|
Отметка по десятибалльной системе оценивания
|
0
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Первичный балл
|
0-4
|
5-6
|
7-8
|
9-10
|
11-12
|
13-14
|
15-16
|
17
|
18
|
19
|
20
|