Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. (Талмуд)
пятница, 7 апреля 2023 г.
понедельник, 27 марта 2023 г.
Литературоведческие размышления.
Каждый пишет, как он слышит,
каждый слышит, как он дышит,
как он дышит, так и пишет,
не стараясь угодить...
Так природа захотела,
почему -- не наше дело,
для чего -- не нам судить.
Булат Окуджава.
1. Сформулируйте тему и основную мысль этого отрывка (5 предложений).
2. Составьте тематический словарик к слову «творчество»
среда, 1 февраля 2023 г.
Правописание И или Ы после приставок.
Запомнить надо лишь одну фразу, но запомнить точно: И меняется на Ы после всех русских приставок, кроме МЕЖ- и СВЕРХ- (искл.: взимать). Вспомнив её, вы легко логически выведете следствия из этого правила:
- спортигра (И не после приставки, сложное слово),
- дезинформация (приставка иноязычная: дез–, контр–, пан–, пост–, суб–, супер–, транс–),
- сверхинициативный (приставка СВЕРХ-),
- проиграть (приставка оканчивается на гласную).
среда, 25 января 2023 г.
Таблица «Чередование гласных в корне слов»
Корень |
От чего зависит написание |
Примеры |
1) -раст- (-ращ-) // -рос- |
От следующей буквы в корне слова: 1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о; |
1) Выросли, растение, выращенные. Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост. |
2) -лаг-//-лож- |
2) перед г пишем а, перед ж — о;
|
2) Приложить, полагающий. |
3) -скак-//-скоч- |
3) перед к пишем а, перед ч — о. |
3) Скакать, вскочить.
Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.
|
4) -гар-//-гор- |
От ударения — в безударном положении пишем букву о. |
4). Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.
Исключения: при́гарь, вы́гарки. |
5) -твар-//-твор- |
5) Творе́ние, творе́ц.
Исключение: у́тварь.
|
|
6) -клан-//-клон- |
6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.
|
|
7) -зар-//-зор- |
От ударения — в безударном положении пишем букву а. |
7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.
|
8) -плав-//-плов- |
8) Поплаво́к, плаву́честь. Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.
|
|
9) -мак-//-моч- |
От оттенков значения: 9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о; |
9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть. |
10) -равн-//-ровн- |
10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а |
10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).
Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо). |
11) -бер-//-бир- |
От следующего суффикса -а-:
11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е; |
11) Выбирать, соберу. |
|
|
|
12) -дер-//-дир- |
12) Выдирать, сдерут. |
|
|
|
|
13) -пер-//-пир- |
13) Запирать, отпереть. |
|
|
|
|
14) -тер-//-тир- |
14) Стирать, стереть. |
|
|
|
|
15) -мер-//-мир- |
15) Умирать, умереть. |
|
|
|
|
6) -жег-//-жиг- |
16) Сжигать, выжег. |
|
|
|
|
17) -стел-//-стил- |
17) Расстилать, застелить. |
|
|
|
|
18) -блест-//-блист- |
18) Блистать, блестеть. |
|
|
|
|
19) -чет-//-чит- |
19) Вычитать, вычет. |
|
|
Исключения: сочетание, сочетать. |
|
20) -кас-//-кос- |
20) Прикасаться, прикоснуться |
|
|
|
|
21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин |
21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-. |
21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать. |
среда, 18 января 2023 г.
Повторяем склонение числительных
Нельзя говорить: "В одна тысяча девятьсот пятьдесят шестом году". Надо говорить: "В тысяча девятьсот пятьдесят восьмом году".
вторник, 17 января 2023 г.
Готовимся к собеседованию в 9 классе 08.02.2023 г.
https://ruso-oge.sdamgia.ru/test?id=1345961&print=true
Сдам ГИА. Решу ОГЭ
Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» (https://ruso-oge.sdamgia.ru)
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | |
---|---|---|
Интонация | ||
ИЧ | Интонация соответствует пунктуационному оформлению текста | 1 |
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста | 0 | |
Темп чтения | ||
ТЧ | Темп чтения соответствует коммуникативной задаче | 1 |
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче | 0 | |
Максимальный балл | 2 |
Пояснение.
Выразительное чтение должно правильно передавать содержание читаемого текста. Попробуйте сразу выделить микротемы текста — это поможет Вам и при выполнении задания № 2.
Во время чтения обращайте внимание на знаки препинания, которые помогут Вам правильно передать интонации: выделять вопросы и побуждения.
Следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно.
Не забывайте о логическом ударении, которое приходится на слово или слова, несущие главную смысловую нагрузку.
Обращайте внимание на темп чтения. Он должен соответствовать ком-муникативной задаче, т. е. передавать замысел автора.
Старайтесь передать эмоциональную окрашенность текста, используя для этих целей соответствующую интонацию, громкость голоса.
Отведите на подготовку к этому заданию 1,5−2 минуты и не более 3-х минут на выразительное чтение текста.
Критерий | Баллы | |
---|---|---|
K1 | Соответствие интонации пунктуационному оформлению текста | Ваша оценка (баллов): |
K2 | Соответствие темпа чтения коммуникативной задаче | Ваша оценка (баллов): |
Задание 2 (С2) № 198
Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | |
---|---|---|
П1 | Сохранение при пересказе микротем текста | |
Все основные микротемы исходного текста сохранены | 1 | |
Упущена или добавлена одна микротема или более | 0 | |
П2 | Соблюдение фактологической точности при пересказе | |
Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет | 1 | |
Допущены фактические ошибки (одна и более) | 0 | |
П3 | Работа с высказыванием | |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично | 1 | |
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично, ИЛИ приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа | 0 | |
П4 | Способы цитирования | |
Ошибок нет | 1 | |
Допущены ошибки при цитировании (одна и более) | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Критерии оценивания выполнения заданий 1 и 2 | Баллы | |
---|---|---|
Г | Соблюдение грамматических норм | |
Грамматических ошибок нет | 1 | |
Допущены грамматические ошибки (одна и более) | 0 | |
О | Соблюдение орфоэпических норм | |
Орфоэпических ошибок нет, ИЛИ допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением) | 1 | |
Допущены орфоэпические ошибки (две и более) | 0 | |
Р | Соблюдение речевых норм | |
Речевых ошибок нет, ИЛИ допущено не более трёх речевых ошибок | 1 | |
Допущены речевые ошибки (четыре и более) | 0 | |
Иск. | Искажения слов | |
Искажений слов нет | 1 | |
Допущены искажения слов (одно и более) | 0 | |
Максимальный балл | 4 |
Перескажите прочитанный Вами текст о Викторе Михайловиче Васнецове, включив в пересказ слова историка искусств В. В. Ста́сова:
«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест».
Подумайте, где лучше использовать слова В. В. Стасова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.