четверг, 16 октября 2014 г.

РЕКОМЕНДУЕМЫЕ критерии оценивания итогового сочинения.



РЕКОМЕНДУЕМЫЕ
критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы высшего образования

Данные критерии носят рекомендательный характер. Вуз вправе разработать собственные критерии оценивания итогового сочинения, в том числе на основе предложенных.
Сочинение оценивается по десяти критериям и с учетом его объема.
Критерии №1 и №2 являются основными. Если при проверке сочинения по критерию №1 или № 2 поставлено 0 баллов, то сочинение дальше не проверяется: по всем остальным критериям выставляется 0 баллов.
При оценке учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается.
Критерии оценивания
Баллы
К1. Соответствие теме
Выпускник в той или иной форме рассуждает на предложенную тему, выбрав убедительный путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.), коммуникативный замысел сочинения выражен ясно.
2
Выпускник поверхностно рассуждает на предложенную тему, коммуникативный замысел сочинения прослеживается.
1
Сочинение не соответствует теме,
и/или коммуникативный замысел сочинения не прослеживается.
0
К2. Аргументация. Привлечение литературного материала
Выпускник при раскрытии темы сочинения строит рассуждение на основе не менее одного произведения отечественной или мировой литературы по собственному выбору, определяя свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень его осмысления: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания;
допущено не более 1 фактической ошибки, связанной со знанием литературного материала (ошибка в написании автора и названия произведения, имен персонажей и топонимов произведения, в изложении сюжетной линии, литературных и исторических фактов и т.п.)
2
Выпускник строит рассуждение с опорой на литературный материал, но  ограничивается общими высказываниями по поводу художественного произведения;
и/или ограничивается простым пересказом художественного произведения;
и/или допущены 2-4 фактические ошибки, связанные со знанием  литературного материала.
1
сочинение написано без привлечения литературного материала,
или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения,
и/или сочинение содержит 5 и более фактических ошибок.
0
К3. Композиция
Сочинение отличается композиционной цельностью, логичностью изложения мыслей и соразмерностью частей, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов.
2
Сочинение отличается композиционной цельностью, его части логически связаны между собой, но внутри смысловых частей есть нарушения последовательности и необоснованные повторы,
и/или в сочинении прослеживается композиционный замысел, но есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями,
и/или мысль повторяется и не развивается.
1
Грубые логические нарушения мешают пониманию смысла написанного, или отсутствует тезисно-доказательная часть, или аргументация не убедительна.
0
К4. Качество речи
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и  различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает штампов.
2
Выпускник точно выражает мысли, но его речь характеризуется бедностью словаря и однообразием грамматического строя речи.
1
Низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла, или сочинение написано бедным, примитивным языком, или изобилует просторечными выражениями и вульгаризмами.
0
К5. Оригинальность сочинения
Выпускник демонстрирует творческий, нестандартный подход к раскрытию темы (в сочинении отмечаются интересные мысли, или неожиданные и вместе с тем убедительные аргументы, или свежие наблюдения и проч.) или яркость стиля.
1
Выпускник не демонстрирует самостоятельности мышления, и/или творческого, нестандартного подхода, и/или оригинальности стиля.
0
К6. Речевые нормы
Допущено не более 2 речевых ошибок.
2
Допущены 3-4 речевые ошибки.
1
Допущены 5 и более речевых ошибок.
0
К7. Орфографические нормы

Орфографических ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
3
Допущены 2-3 орфографические ошибки.
2
Допущены 4-5 орфографических ошибок.
1
Допущено более 5 орфографических ошибок.
0
К8. Пунктуационные нормы

Пунктуационных ошибок нет, или допущена 1 негрубая ошибка.
3
Допущены 2-3 пунктуационные ошибки.
2
Допущены 4-5 пунктуационных ошибок.
1
Допущено более 5 пунктуационных ошибок.
0
К9. Грамматические нормы

Допущено не более 2 грамматических ошибок.
2
Допущены 3-4 грамматические ошибки.
1
Допущено 5 и более грамматических ошибок.
0
К10. Фактическая точность в фоновом материале
Фактические ошибки отсутствуют.
1
Допущены фактические ошибки в фоновом материале (одна и более).
0
МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ
20

Рекомендации по переводу баллов в 10-балльную шкалу
Отметка по десятибалльной системе оценивания
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Первичный балл
0-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17
18
19
20

воскресенье, 18 августа 2013 г.

УЖАС ОТ УДВОЕННЫХ" НН" ИЛИ ЗАДАНИЯ ТИПА А13


Не "безприданница", не "беспреданница", не "беспреданица", не "бесприданица" и даже, верите, не "безработница". "БЕСПРИДАННИЦА".  Пьеса Александра Николаевича Островского. Всего-то записали тему разговора и имя автора произведения... Ужас-ужас-ужас.
    Значит, разговор об НН/Н актуален. Как бы этот ужас сформулировать попроще?

1. С отымёнными (образованными от существительных) прилагательными всё относительно ясно:

  • НН пишется в суффиксах -ЕНН-/-ОНН-, например: соломенный, болезненный, клюквенный, искусственный, внутренний, ведренный, свойственный, обеденный, революционный, позиционный.
  • ИСКЛ.- ветреный, но безветренный, подветренный.
  • Н пишется в суффиксах -ЯН-/-АН-, например: волосяной, дровяной, глиняный, кожаный.  
  • ИСКЛ.: деревянный, оловянный, стеклянный.
  • Н пишется в суффиксе -ИН-, например: соловьиный, куриный, гостиный, а также в существительном гостиница. 
2. В наречиях на -О/-Е и существительных с суффиксами -ик, -иц-, -ость пишется столько НН/Н, сколько в слове, от которого они образованы:

НН - нечаянно, неслыханно, взволнованно, взволнованность (взволнованный); уверенно, уверенность (уверенный); воспитанность, воспитанник, воспитательница (воспитанный); ставленник (ставленный); пленник (пленный); именинник (именинный); сенник (сенной); коренник (коренной); свойственник (свойственный).

Н - путано, путаник, путаница (путаный); учено, ученость (ученый); конопляник (конопляный); серебряник (серебряных дел мастер). Также с одним н пишутся слова сребреник (в значении монеты) и бессребреник (бескорыстный человек).

3. Самое сложное - выбор НН/Н в страдательных причастиях и отглагольных прилагательных (образованных от глагола, т.е. от его формы- страдательного причастия путём перехода из одной части речи в другую, т.е.неморфологическим способом словообразования.

Чисто теоретически помним примеры "БЛЕСТЯЩАЯ идея / БЛЕСТЯЩАЯ пуговица" и "ДЕВОЧКА, ВОСПИТАННАЯ в монастыре" / "ДЕВОЧКА ВОСПИТАННАЯ и умная". Помним, что причастие обязательно имеет значение признака по действию, как правило, это прямое значение; переходя в прилагательное, слово теряет сему отнесённости к действию. С учётом этого, с морфологической т. зр. грамотного, разграничения страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных, правило выбора НН/Н - тут, вдруг там понятнее.

НО. Проще - так: 

Если "признаковое слово"  (т. е. обозначающее признак и отвечающее на вопрос какой?), образованное от глагола, имеет
  • приставку, кроме НЕ-
  • зависимые слова
  • -ова-/-ева-/-ирова-, кроме кованый, жёваный
  • образовано от глагола совершенного вида (что сделать?),
то оно пишется с НН. Если ни одно из этих условий не выполняется, то пишется Н.И всё.

Словарные слова - желанный, священный, нечаянный, невиданный, неслыханный, нежданный, негаданный - их выучить.

4.  Последняя сложность - краткие формы. Здесь нужно, к сожалению, чётко разграничить причастие и отглагольное прилагательное. ОБЯЗАТЕЛЬНО нужен контекст. "ДЕВОЧКА, ВОСПИТАННАЯ в монастыре" - есть сема действия, это причастие / "ДЕВОЧКА ВОСПИТАННАЯ и умная" - однородный член=синоним является прилагательным, значит, это тоже прилагательное. "Ответы ПУТАНЫ и неопределённы" - прилагательное / "Нитки путаны" - причастие. "Дети не распущены на каникулы" - причастие / "Дети дисциплинированны и нераспущенны" - прилагательное/

В кратких прилагательных столько НН/Н, сколько в полных, от которых они образованы: группы дисциплинированны и организованны; девочка воспитанна и умна; они очень рассеянны.

В кратких причастиях всегда Н: сломан, сломана, сломано, сломаны; юноша воспитан комсомолом; девочка изнежена воспитанием; мы ограничены временем; ученики организованы в группу.

СТАЛО ЛЕГЧЕ?;)
http://rus.reshuege.ru/  Здесь можно потренироваться

воскресенье, 21 апреля 2013 г.

Зачем человеку нужна поэзия?

В истории случаются периоды, когда на почве любви к поэзии создаются достаточно прочные и даже приобретающие общественный статус объединения людей, как это было в период золотого и серебряного веков русской культуры.
И сейчас мы узнаем людей, близких по душевному настрою, по цитате, произнесенной вовремя и выражающей сходную с нашей оценку того или иного события.

Когда меня спрашивают,  зачем читать стихи, я говорю, что они являются своеобразным кодом или паролем для тех, кто способен и хочет понимать экзистенциальный аспект бытия человека. Это как серьга в ухе: я свой или я чужой, если серьги нет.
    Кроме того, стихи выполняют терапевтическую роль в жизни индивида, способствуют его душевному здоровью. Помните у Мандельштама:"Читателя! Советчика! Врача!" Эти слова у поэта - контекстные синонимы.

Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок.
От замкнутых я,что ли,пьян дверей?
И хочется мычать от всех замков и скрепок.
И переулков лающих чулки,
И улиц перекошенных чуланы,
И прячутся поспешно в уголки
И выбегают из углов угланы.
И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке,
И, спотыкаясь,мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке,
А я за ними ахаю, крича
В какой-то мерзлый деревянный короб:
"Читателя! Советчика! Bрача!
На лестнице колючей разговора б!"
(О.Э.Мандельштам)

вторник, 26 марта 2013 г.

Кто такой протагонист?

Протагони́ст (греч. πρωταγωνιστής: πρώτος — «первый» и αγωνίζομαι — «состязаюсь», αγωνιστής — «борец») — главный герой, главное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в трагедии.
Впервые введён в действие трагедии в 534 году до н. э., когда в Афинах выступил со своим хором «отец аттической трагедии» Феспис.
В более общем смысле протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения, компьютерной игры или фильма. Антоним этого понятия - антагонист, т.е. противоположный главному герою персонаж. Протагонист противопоставляется антагонисту.
В 1960 году на киноэкраны вышли фильмы «Психо» и «Приключение», шокировавшие зрителей внезапным исчезновением главного героя в начале фильма. Подобный персонаж может быть определён как «ложный протагонист» (англ.).(Источник - Википедия).

воскресенье, 17 марта 2013 г.

Новый учебник "Советская литература"

 «Подобной книги о любви я до сих пор не читала»
Я давно не читала книг о любви. В конце-концов все настоящие книги – о любви, как бы, вероятно, сказал человек, о котором и пойдет речь ниже. Это безусловно, но вот такой любви, о такой любви – нет, давно не читала.
И вот я открыла книгу Дмитрия Быкова «Советская литература».
Сама не знаю, почему первым делом прочла главу об Асадове, а потом об Ахмадулиной. Да знаю, конечно. Я не представляла себе, что может написать об Асадове, фамилия которого среди моих филфаковских собратьев была ругательством – что может написать о нем Дмитрий Быков? «То, что стихи Асадова не выдерживают никакой критики с точки зрения литературных критериев, – вещь настолько очевидная, что доказывать ее смешно, Это не поэзия, или, верней, другая поэзия. Подобные стихи пишут почти все читатели Асадова: библиотекарши, курсанты, офицерские дочки…Но ценности, утверждаемые им, – ценности нормальные, хорошие, и хотя я не люблю ни стихов Асадова, ни их читателей, – я глубоко уважаю его как человека.» От Быкова я узнала историю жизни Асадова, которая стоит иных стихов, и поняла, что ему удалось ответить на вопрос, который целую жизнь оставался у меня без ответа. Неприкосновенное человеческое достоинство преображает даже и стихи, не выдерживающие критики, превращая их в вещество, без которого трудно выжить.
Второе открытие было про Беллу Ахмадулину. Я никому не могла признаться, что не люблю ее стихов, но – и вот за этим «но» не появлялись никакие стоящие слова, чтобы выразить все, что у меня с ней связано. Быков слова нашел: «…такая саморастрата, алкоголь, промискуитет, многобрачие, эпатаж – все было неким экзистенциальным вызовом. Не только Системе, не только ее властям и ее быдлу, но и миропорядку, установлениям человеческой жизни: романтическим поэтам они невыносимы. Отсюда и безоглядная храбрость Ахмадулиной, полное отсутствие у нее инстинкта самосохранения…Жест? –да.

Материал Ольги Богуславской в "Московском комсомольце"
http://www.mk.ru/zloba-dnya/article/2013/03/09/823328-dmitriy-byikov-napisal-udivitelnyiy-uchebnik-literaturyi.html
дмитрий быков книга книгасоветская литература