понедельник, 18 октября 2021 г.

Подлежащее и способы его выражения.

 

Способы выражения подлежащего

примеры

Существительное в именительном падеже или другая часть речи в значении существительного

В покрытых мелкими листочками деревьях зашумел ветерок.

 

·        прилагательное

Знакомые весело приветствовали нас.

 

·        причастие

Окружающие сидели молча.

 

·        числительное

Семеро одного не ждут.

 

·        наречие

Будет   завтра  лучше,  чем вчера.

 

·        междометие

Громкое  ура  пронеслось по рядам.

 

Местоимение в именительном падеже

 

Всё, что не забылось, не уходит из жизни.

Неопределённая форма глагола

 

Наскоро делать – переделывать.

Цельное, неразложимое  словосочетание

- с количественным значением

 

 

Во дворе стояла пара лошадей.

Большинство делегатов уже приехали.

Больше ста километров оставалось впереди.

 

- со значением избирательности

 

Каждый из нас станет на самом краю площадки

- со значением собирательности

 

Мы с другом  сразу замолчали.

- собственное наименование

 

Широкой полосой протянулся   Млечный путь.

 

- термин

 

Чёрная смородина - ягода полезная.

- фразеологизм, крылатое  выражение.

 

Эзоповский язык нам знаком.

Сказуемое и способы его выражения

 

Тип сказуемого

Способ выражения

Примеры

Простое глагольное

Глагол в форме любого из наклонений

Мы отдыхали (отдыхаем, будем отдыхать, отдохнули бы) в деревне. Отдохните в деревне!

Составное глагольное сказуемое

Вспомогательный глагол + инфинитив

Девочка перестала плакать.

Собака начала красться.

Я был бы рад сделать это.

Составное именное сказуемое

Вспомогательный глагол(глагол-связка) + имя

 

существительное

Пруд как зеркало

 

Полное или краткое прилагательное

День (был, будет) тёплый

 

Краткое страдательное причастие

Законы изучены

 

местоимение

И огорчения и радости были мои

 

наречие

Платье ей впору.

 

Цельное словосочетание

Младший сын пошёл лицом в отца.

понедельник, 27 сентября 2021 г.

Примерный план анализа стихотворения


п/п

Пункты плана

Примеры записи

 

1.       

Что это за стихотворение (автор, название),  какова его тема?

В стихотворении… (автор, название)  говорится о ….

 

2.       

Настроение стихотворения

Стихотворение пронизано … настроением.  В стихотворении царит… настроение. Настроение этого стихотворения…

 

3.       

Как выражается это настроение в стихотворении?

 

А). Как оно построено?

 

Б). Как звучит ?(размер, ритм, рифма, длина строк)

 

В). Какие приёмы использует автор? (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, цветопись, звукопись (ассонанс, диссонанс),  повторы и тп.)

Настроение меняется на протяжении стихотворения.  А).Это лрическое произведение можно условно разделить на …части, потому что…

Б). Звучание стих-я создаёт… ритм. Короткие (длинные) строки подчёркивают… В стихотворении мы словно слышим …звуки Постоянно повторяющиеся звуки… позволяют услышать…

В). Для создания настроения автор использует…  С помощью… поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)… Используя…, поэт создаёт образ…

 

4.       

Каким представляется мне лирический  герой этого стихотворения (хорошо бы указать жанр: сонет, ода, поэма и др.)

Лирический герой этого стихотворения представляется мне… (умиротворённым, мятежным, взволнованным,  подавленным и т.п.)

 

5.       

Какие мысли и чувства хотел донести до читателя автор?

 

6.       

Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом

Вслушиваясь в музыку стиха, мне вспоминается шёпот вечернего озера в нашей деревне; мне видится городской пейзаж зимой; вспоминается сказка А.С. Пушкина … и т.п.

 

7.       

Личное впечатление от стихотворения

 

вторник, 13 октября 2020 г.

Не только про собак-завистников.

 Вот какую басню принесли мне дети 5 класса на урок литературы.
Прохожие и собаки.
Шли два приятеля вечернею порой
И дельный разговор вели между собой.
Как вдруг из подворотни дворняжка тявкнула на них;
за ней другая, там ещё две-три,
И в миг со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.
Один было уже Прохожий камень взял:
" И, полно, братец! - тут другой ему сказал:
Собак ты не уймёшь от лаю,
Лишь пуще всю раздразнишь стаю;
Пойдем вперёд: я их натуру лучше знаю".
И подлинно, прошли шагов десятков пять,
Собаки начали помалу затихать,
И стало, наконец, совсем их не слыхать.

Завистники, на что ни взглянут,
Подымут вечно лай;
А ТЫ СЕБЕ СВОЕЙ ДОРОГОЮ СТУПАЙ:
ПОЛАЮТ ДА ОТСТАНУТ.

Прекрасная басня. Она не только про собак-завистников.
Берите шире...


пятница, 17 апреля 2020 г.

ОХ УЖ ЭТИ ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ!

Согласно орфографической норме русского языка правильным является  вариант:
ОДНО И ТО ЖЕ
Данное выражение является устойчивым и его раздельное правописание необходимо запомнить.
Важно знать, что в предложении “тоже” может служить и наречием, которое пишется слитно.
Однако следует помнить, что в составе этого устойчивого сочетания (одно и то же) “то же” пишется ВСЕГДА раздельно.
Примеры для закрепления:
  • Каждое утро начальник говорит одно и то же.
  • Преподаватель всегда носила одно и то же.
  • Одно и то же платье купили сестры на выпускной.
  • Теплая небесная вода для растений — то же самое, что для нас любовь. (Устойч. выражение.) 

суббота, 21 декабря 2019 г.

Итоговый индивидуальный проект. 9 классу.

ИИП является основным объектом оценки результатов, полученных учащимися в ходе освоения междисциплинарных учебных программ «Итоговой проект представляет собой учебный проект, выполняемый обучающимся в рамках одного или нескольких учебных предметов с целью продемонстрировать свои достижения в самостоятельном освоении содержания избранных областей знаний и/или видов деятельности и способность проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую)». (ПООП 1.3.2 «Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов») Выполнение индивидуального итогового проекта обязательно для каждого учащегося. 
Требования к организации проектной деятельности 1. Учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта. 2. Учащиеся совместно с руководителем разрабатывают план реализации проекта. 3. Руководителем, консультантом индивидуального итогового проекта обучающегося могут быть педагогические работники, родители (законные представители) обучающихся, сотрудники иных организаций по профилю проекта (социальные партнёры), на основании письменного заявления . Учащийся имеет право начать работу над проектом, начиная с 5-го класса. 4. Публичная защита проекта обязательна.
В случае заимствования текста работы (плагиата) без указания ссылок на источник, проект к защите не допускается. (ПООП 1.3.2 «Особенности оценки личностных, метапредметных и предметных результатов») ИИП в обязательном порядке должен иметь продукт проектной деятельности, представленный в одной из форм; Паспорт проекта объёмом не более 4 машинописных страниц ( формат А-4, шрифт Times New Roman, размер 14, интервал – 1, верхнее и нижнее поле – 2 см, правое – 3 см, левое -1,5 см, выравнивание по ширине, отступ -1.25), в котором выделены: титульный лист, где указаны: - полное наименование образовательной организации, - название проекта, автор и руководитель проекта, консультант (если есть), - год выполнения.
Пояснительную записку, в которой указаны: - цель и задачи проекта; - краткое описание хода выполнения проекта и полученных результатов; - список литературы и материально-технических ресурсов; Приложения (графики, схемы, таблицы и т.д.) выносятся в отдельный блок. Все страницы индивидуального итогового проекта (кроме титульного листа) нумеруются. Ссылки оформляются в соответствии с образцом.
Публичная защита индивидуального итогового проекта проводится в устной форме с обязательной демонстрацией фрагментов проекта или презентации и не должна превышать 10 минут. После завершения выступления ученик должен ответить на вопросы комиссии.
Подробно об этом: