Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н. Д. Солженицыной определены 5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год. В эфире телеканала «Россия 1» направления тем итогового сочинения объявили Министр образования и науки РФ О. Ю. Васильева и советник президента РФ В. И. Толстой.
5 открытых направлений тем итогового сочинения на 2017–2018 учебный год:
«Верность и измена»,
«Равнодушие и отзывчивость»,
«Цели и средства»,
«Смелость и трусость»,
«Человек и общество».
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. Результатом итогового сочинения является «зачёт» или «незачёт». Если выпускник получил за итоговое сочинение неудовлетворительный результат, ему предоставляется возможность его пересдать.
В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2017–2018 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам. Понятия «верность» и «измена» оказываются в центре сюжетов многих произведений разных эпох и характеризуют поступки героев в ситуации нравственного выбора как в личностных взаимоотношениях, так и в социальном контексте.
2. «Равнодушие и отзывчивость». Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь). В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и беды, а с другой, – персонажей, воплощающих противоположный, эгоистический тип личности.
3. «Цели и средства». Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства её достижения, а также об этической оценке действий человека. Во многих литературных произведениях представлены персонажи, намеренно или ошибочно избравшие негодные средства для реализации своих планов. И нередко оказывается, что благая цель служит лишь прикрытием истинных (низменных) планов. Таким персонажам противопоставлены герои, для которых средства достижения высокой цели неотделимы от требований морали.
4. «Смелость и трусость». В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций. На страницах многих литературных произведений представлены как герои, способные к смелым действиям, так и персонажи, демонстрирующие слабость духа и отсутствие воли.
5. «Человек и общество». Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.
Критерии оценки итогового сочинения в 2018 году
Как и в предыдущем сезоне, в этом году оценивать работы учеников будут учителя школы, совместно с экспертами. Проверяя важное для выпускников 2018 года итоговое сочинение и принимая решение, педагоги будут учитывать такие направления и критерии:
№ | Критерий | Что проверяют? | За что поставят «незачет»? |
1 | Соответствие теме | Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. | Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания.
Автоматически будет «незачет» по работе в целом! |
2 | Аргументация | Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. | Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик.
Автоматически будет «незачет» по работе в целом! |
3 | Композиция | Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. | В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений. |
4 | Качество речи | Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. | Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов. |
5 | Грамотность | Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. | Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения. |
Как видите, критерии не излишне жесткие. Для успешного преодоления первого испытания достаточно получить «зачет» по первым двум критериям. А это значит, что достаточно того, что ваши рассуждения будут соответствовать теме и будут подкреплены литературным материалом.
Обратите внимание, что мало просто ссылаться на определенные произведения. Необходимо находить конкретные литературные примеры, анализировать поведение и характер героев, приводить в качестве весомого аргумента мысли автора.
Структура сочинения
Продумайте структуру сочинения для каждого из блоков. Она должна содержать такие пункты:
1 | Вступление | Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части. |
2 | Основная часть | Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения |
2-й тезис и аргументация |
3-й тезис и аргументация |
3 | Заключение | Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др. |
Опираясь на литературный материал, действуйте по схеме:
Укажите автора и полное название произведения.
Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению, соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
Подведите промежуточный итог.
Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные предложения, благодаря которым текст не будет выглядеть рваным.
Советы
Читайте не только произведения в оригинале, но и критику. Это даст необходимую базу мыслей и аргументов, которыми можно будет оперировать при написании.
Обрабатывая разные блоки, чередуйте их, не зацикливаясь на одном направлении.
Не спешите писать сочинение сразу после прочтения произведения, дайте себе время на осмысление прочитанного.
Всегда начинайте написание сочинения с плана, это сэкономит время и не даст забыть о важных нюансах.
Старайтесь избегать конструкций, выражающих неуверенную позицию, таких как «мне кажется», а также выдерживайте эмоциональный баланс, не перегружая сочинение.
Секрет успеха прост – и он в практике! Пишите сочинения, анализируйте свою работу и вносите коррективы, добиваясь максимально высокого результата.
Для каждого из приведенных направлений есть определенный список произведений, в которых раскрывается важная проблема и присутствует необходимая для написания сочинения информация.