Вопросы, заданные человечеству войной. (Темы ориентируют на причины войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне)
Прочитала повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и наплакалась. Так жаль этих молодых девушек. За что они погибли? За Родину? Да, но так буднично, нелепо, почти случайно. Например, Соня Гурвич, которая пошла за кисетом, оставленным Васковым на прежнем месте. Торопясь, она натыкается на двух немцев и те убивают девушку. И не легче от того, что эти немцы тоже заплатили своей жизнью за смерть Сони. А оправдана ли смерть всех девушек? Ведь на кону Кировская железная дорога. До неё далеко, успели бы сообщить по рации охране. Там бы фашистов встретили наши. Но нет, бой приняли зенитчицы и все погибли.
Борис Васильев показывает. Что война, даже если она освободительная и за правое дело, антигуманна и противоестественна для человека. Тем более для женщины. «У войны не женское лицо» (С.Алексиевич.) Галя Комелькова после убийства немца согнулась, пошла за кусты. Как пьяная, упала там на колени. Её тошнило, она всхлипывала, все кого-то звала, может, маму. Старшина знал, что «первая рукопашная всегда ломает человека», переступающего «через естественный, как жизнь, закон «не убий». Вспомнились мне стихи Ю.В. Друниной: «Я столько раз видала рукопашный, раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Вот и Васков это понимает. Будущая мать, в которой природой заложена ненависть к убийству, по живой голове прикладом била. «И это тоже Федот Евграфыч немцам в строку вписал. Потому что переступили они законы человеческие…» Вот главное противоречие, обозначенное Васильевым в повести: с одной стороны, убийство, близко, лицом к лицу, а с другой – правое дело отмщения и освобождения Родины от захватчиков. Но человек-то противится жестокости, страдает, дает слабину и из-за этого погибает нелепо, случайно. (Пока Васков оттаскивает Риту Осянину в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок.)
И вот потом, со временем, в результате постоянного пребывания в горниле жестокости, перекраивается на новый лад людская совесть. Как пишет автор, «тут привыкнуть надо, душой очерстветь». Как найти тут золотую середину и не сойти с ума? Старшине Васкову это удалось. Но это в повести. А в жизни? Борис Васильев остро ставит перед современным человеком эти вопросы. Что скажут будущие поколения? Оправдают ли старшину Васкова, который вопреки своим усилиям, невольно сгубил пять женских жизней? Сам Васков говорит: «Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?.. Пока война, понятно. А потом. Когда мир будет?» Рита перед смертью ему отвечает: «Не надо. Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом – канал.» Так говорит Рита Осянина. А что скажут ныне живущие?
Борис Васильев отвечает на этот вопрос финалом повести. Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту. А расскажет об этом простой турист, который ничего не знает и не помнит о том, что здесь за его беззаботную жизнь кровь проливали. «Здесь, оказывается, тоже воевали»,- напишет он между делом своему приятелю. А для капитана старик без руки – тятя, т.е. как отец. Значит, простил Васкова сын Риты Осяниной, Альберт, раз тятей его называет. И для него гуманно или негуманно, что женщины воевали и погибли, вопрос второй. Главное - восстановление памяти, которую заслуживает его мать и, думаю, все погибшие.
Такой финал я считаю открытым. Повесть была написана ещё в советское время, в 1969 году. Но уже, видимо, и тогда были тревожные звоночки, возвещающие о том, что проблема исторической памяти, исторической справедливости существует. Ведь туристу безразлична память войны: «Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.» Вот так! «Моя хата с краю и переживать я за кого-то не желаю»,- наверное, подумал молодой рыбак. Это равнодушие? Да. Но сегодня страшнее поднимающий голову нацизм. Тот, кто, как Иван, не помнящий родства, не желает знать о подвиге предков в Великой Отечественной войне, тот, вольно или невольно, способствует возрождению фашизма. Повесть Бориса Васильева заставляет задуматься о том, как сделать так, чтобы не повторилась трагедия исковерканной жизни поколения, погибшего во время войны 1941-1945 гг. Начать надо с борьбы с равнодушием и изучением истории, в том числе и на литературных произведениях наших писателей, которые, как Борис Васильев, не понаслышке знают войну. Ведь отвечать на вопросы, заданные войной, нам рано или поздно придётся.