четверг, 20 октября 2016 г.

Открытый банк заданий к ОГЭ и ЕГЭ

Пройдясь по ссылке, друзья, вы найдёте банк заданий для саморепетиторства. Готовьтесь на здоровье к экзаменам, тренируйте себя и будьте уверены, что текст заданий соответствует подлинному содержанию экзаменационных текстов. Удачи на экзаменах!
http://85.142.162.126/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=7F59AC8CDF399E5241003C0A53A0B022&proj_guid=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

пятница, 14 октября 2016 г.

Итоговое сочинение в 11 классе 2017 г

Итоговое сочинение в 11 классе 2017 г
Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Н.Д. Солженицыной, президента Русского общественного фонда Александра Солженицына, разработал и утвердил следующие открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года(протокол от 05.07.2016 г.):
  1. «Разум и чувство»,
  2. «Честь и бесчестие»,
  3. «Победа и поражение»,
  4. «Опыт и ошибки»,
  5. «Дружба и вражда».
Каждое тематическое направление включает два понятия, по преимуществу полярных. Такой подход позволяет создавать разнообразные формулировки конкретных тем сочинений и расширяет возможности выпускников в выборе литературного материала для построения аргументации.
В соответствии с указанными тематическими направлениями Рособрнадзор организует разработку закрытого перечня тем итогового сочинений 2016/17 учебного года и проводит их комплектацию по часовым поясам. Комплект будет включать 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления).
1. «Разум и чувство». Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
2. «Честь и бесчестие». В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.
Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
3. «Победа и поражение». Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.
В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
4. «Опыт и ошибки». В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.
Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
5. «Дружба и вражда». Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.
Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
  • соответствие открытым тематическим направлениям;
  • обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);
  • обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);
  • нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);
  • соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);
  • ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.

понедельник, 23 марта 2015 г.

Составление собственной «копилки аргументов» ЕГЭ

Составление и запоминание подобной базы аргументов качественно отличается от заучивания готовых списков. Суть этого метода заключается в накоплении сформулированных школьниками иллюстративных аргументов. «Копилка» составляется в виде таблицы. После определения проблемы и идеи изучаемого на уроке литературы произведения обучаемые вспоминают пройденный материал с аналогичной проблематикой и отражают это в таблице. Сюда же рекомендуется включать главные цитаты, литературные и художественные ассоциации, связанные с изучаемой темой.
Пример подобной таблицы (по материалам И.М. Кузнецовой)
Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Проблематика произведения
Литературные «близнецы» (в каких произведениях литературы ставятся эти вопросы?)
Позиция
Человек и власть. (Понтий Пилат, Каифа)
«Человек перейдет в царство истины и справедливости, где … не будет надобна никакая власть». (Иешуа)
А.С. Пушкин «Борис Годунов», «Анчар».
А. Платонов «Усомнившийся Макар», «Сокровенный человек».
А.И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича»
Власть над людьми сопряжена с огромной ответственностью. И если власть безнравственна, корыстна и лжива, то судьбы людей, народа оказываются искалеченными.
Внутренняя свобода и несвобода. (Понтий Пилат, писатели МАССОЛИТа — Мастер).
«Правду говорить легко и приятно». (Иешуа)
А.С. Пушкин «Памятник». («Хвалу и клевету приемли равнодушно // И не спаривай глупца»)
Факты из биографии Пушкина, Лермонтова (ссылка за вольнолюбивые мысли и критику власти); М. Зощенко, А. Ахматовой, А. Солженицына, не пожелавших творить в угоду власти
Лишь человек, обладающий внутренней свободой, способен жить, не поступаясь совестью, творить добро и истинное искусство.
Милосердие и всепрощение (Маргарита — Фрида, Иешуа — Пилат)
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (Соня, Раскольников)
Милосердие всегда выше возмездия. Умение прощать, сострадать духовно очищает человека, открывает ему истинные ценности.
Верность и предательство (Иуда — Левий Матвей, Маргарита)
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба». (Андрий — Остап)
В. Быков «Сотников» (Рыбак — Сотников)
Верность идеалам добра, справедливости, верность Отчизне, верность любимому человеку – одно из важнейших качеств личности, показатель нравственной силы. Предательство еще с библейских времен — одно из самых тяжких преступлений, раскрывающих низменную сущность личности предателя.
 В заключение хочется привести известные слова древнегреческого философа Менандра: «Язык, который умудрен знаниями, не будет запинаться».

вторник, 27 января 2015 г.

Сочинение по рассказу Ю.Д. Нечипоренко. (2-ая часть ЕГЭ по русскому.)

              Нужно ли выражать свои чувства по отношению к родителям? – как бы исподволь спрашивает своих читателей автор рассказа, писатель Ю.Д. Нечипоренко. В этом вопросе отчасти и состоит проблема повествования. Вопрос не праздный. В любые времена теплота или холодность взаимоотношений между детьми и родителями волновала меня как в литературе, так и в жизни.
    Автор всем строем повествования от первого лица трепетно, но однозначно даёт понять читателю, что проявлять нежности в семье необходимо так же, как и говорить слова любви. Риторически звучит вопрос: «Сказал ли я ей это хотя бы раз?» И с сожалением прозаик далее пишет: «Я состоял из маминых забот, но не замечал их». Это недопустимо.
    Я согласна с мнением писателя: это недопустимо. Нельзя жить с мамой под одной крышей, но «словно в разных мирах». Подтверждение тому нахожу в повести Л.Н. Толстого «Детство».
    Как и всякой любящей матери, Николенькиной хо­чется, чтобы, если ее вдруг не станет, дети запомнили ее саму и ее к ним любовь. Поэтому, когда, сильно прижавшись к матери, Николенька говорит ей о своей любви, «она молчит с минуту, потом говорит: «Смотри, всегда люби меня, никогда не забывай. Если не будет твоей мамаши, ты не забудешь ее? Не забудешь, Нико­ленька?» После этого мать еще нежнее целует сына, чем вызывает у него слезы. И тогда Николенька начи­нает читать свои детские молитвы, в которых просит Бога сохранить жизнь всем его родным.
     В качестве ещё одного аргумента в пользу необходимости выражения чувств к матерям и родным можно привести наличие множества стихов самых известных поэтов. Эти стихи посвящены матерям. Например, С. Есенин написал своё знаменитое «Письмо матери», А.С.Пушкин «Няне», Э. Асадов «Ну что ты не спишь и всё ждёшь упрямо?» «Письмо с фронта», Н.А. Некрасов Мать», И. Бунин «Матери», М.И. Цветаева «Маме». Этот список можно было бы продолжать до бесконечности, но и так понятно, что раз большие поэты обращались в творчестве к имени матери, нам тоже не пристало забывать матерей: «Всё, чем в лучший вечер мы богаты, нам тобою вложено в сердца.» (М. Цветаева)
     Таким образом, ответ на вопрос, поставленный в рассказе Ю.Д. Нечипоренко, очевиден. Выражать тёплые чувства по отношению к родителям вообще и к матерям в частности необходимо. И нужно это не только родителям, но и детям, чтобы не очерстветь душой.

воскресенье, 9 ноября 2014 г.

Сочинение ученицы на военную тему. Вопросы, заданные войной.

Вопросы, заданные человечеству войной. (Темы ориентируют на причины войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне) Прочитала повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие» и наплакалась. Так жаль этих молодых девушек. За что они погибли? За Родину? Да, но так буднично, нелепо, почти случайно. Например, Соня Гурвич, которая пошла за кисетом, оставленным Васковым на прежнем месте. Торопясь, она натыкается на двух немцев и те убивают девушку. И не легче от того, что эти немцы тоже заплатили своей жизнью за смерть Сони. А оправдана ли смерть всех девушек? Ведь на кону Кировская железная дорога. До неё далеко, успели бы сообщить по рации охране. Там бы фашистов встретили наши. Но нет, бой приняли зенитчицы и все погибли. Борис Васильев показывает. Что война, даже если она освободительная и за правое дело, антигуманна и противоестественна для человека. Тем более для женщины. «У войны не женское лицо» (С.Алексиевич.) Галя Комелькова после убийства немца согнулась, пошла за кусты. Как пьяная, упала там на колени. Её тошнило, она всхлипывала, все кого-то звала, может, маму. Старшина знал, что «первая рукопашная всегда ломает человека», переступающего «через естественный, как жизнь, закон «не убий». Вспомнились мне стихи Ю.В. Друниной: «Я столько раз видала рукопашный, раз наяву. И тысячу - во сне. Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне». Вот и Васков это понимает. Будущая мать, в которой природой заложена ненависть к убийству, по живой голове прикладом била. «И это тоже Федот Евграфыч немцам в строку вписал. Потому что переступили они законы человеческие…» Вот главное противоречие, обозначенное Васильевым в повести: с одной стороны, убийство, близко, лицом к лицу, а с другой – правое дело отмщения и освобождения Родины от захватчиков. Но человек-то противится жестокости, страдает, дает слабину и из-за этого погибает нелепо, случайно. (Пока Васков оттаскивает Риту Осянину в безопасное место, немцы убивают Женю. Рита просит Васкова позаботиться о её сыне и стреляет себе в висок.) И вот потом, со временем, в результате постоянного пребывания в горниле жестокости, перекраивается на новый лад людская совесть. Как пишет автор, «тут привыкнуть надо, душой очерстветь». Как найти тут золотую середину и не сойти с ума? Старшине Васкову это удалось. Но это в повести. А в жизни? Борис Васильев остро ставит перед современным человеком эти вопросы. Что скажут будущие поколения? Оправдают ли старшину Васкова, который вопреки своим усилиям, невольно сгубил пять женских жизней? Сам Васков говорит: «Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев?.. Пока война, понятно. А потом. Когда мир будет?» Рита перед смертью ему отвечает: «Не надо. Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом – канал.» Так говорит Рита Осянина. А что скажут ныне живущие? Борис Васильев отвечает на этот вопрос финалом повести. Через много лет седой коренастый старик без руки и капитан-ракетчик, которого зовут Альберт Федотыч, привезут на могилу Риты мраморную плиту. А расскажет об этом простой турист, который ничего не знает и не помнит о том, что здесь за его беззаботную жизнь кровь проливали. «Здесь, оказывается, тоже воевали»,- напишет он между делом своему приятелю. А для капитана старик без руки – тятя, т.е. как отец. Значит, простил Васкова сын Риты Осяниной, Альберт, раз тятей его называет. И для него гуманно или негуманно, что женщины воевали и погибли, вопрос второй. Главное - восстановление памяти, которую заслуживает его мать и, думаю, все погибшие. Такой финал я считаю открытым. Повесть была написана ещё в советское время, в 1969 году. Но уже, видимо, и тогда были тревожные звоночки, возвещающие о том, что проблема исторической памяти, исторической справедливости существует. Ведь туристу безразлична память войны: «Я хотел помочь им донести плиту и – не решился.» Вот так! «Моя хата с краю и переживать я за кого-то не желаю»,- наверное, подумал молодой рыбак. Это равнодушие? Да. Но сегодня страшнее поднимающий голову нацизм. Тот, кто, как Иван, не помнящий родства, не желает знать о подвиге предков в Великой Отечественной войне, тот, вольно или невольно, способствует возрождению фашизма. Повесть Бориса Васильева заставляет задуматься о том, как сделать так, чтобы не повторилась трагедия исковерканной жизни поколения, погибшего во время войны 1941-1945 гг. Начать надо с борьбы с равнодушием и изучением истории, в том числе и на литературных произведениях наших писателей, которые, как Борис Васильев, не понаслышке знают войну. Ведь отвечать на вопросы, заданные войной, нам рано или поздно придётся.

вторник, 28 октября 2014 г.

Из сочинения о семейных ценностях по роману "Война и мир".



Но для меня интереснее всего в романе Толстого стало разрешение вопроса, почему Наташа поверила дураку Анатолю и предпочла его благородному Андрею?  «Князя Андрея она любила – она помнила ясно, как сильно она любила его. Но Анатоля она любила тоже, это было несомненно», - вот что думает Наташа, пытаясь разобраться в своих чувствах. В чем тут логика? Виной всему это внутреннее чувство свободы, детское Наташино: «Не замуж, а так». Но если у Наташи в этом наивном «все можно» заложено поэтическое чувство свободы и любви, основанное на доверии, без всяких вопросов «зачем», то у Анатоля тоже «всё можно», но совсем по-другому. Его эгоизм животно-наивный и ничем не стеснённый в сознании. Просто Курагин лишен способности  знать, что будет дальше этой минуты его удовольствия. Такая полная свобода дана Анатолю его бессмысленностью. И чувство свободы Наташи, и безудержный эгоизм Анатоля рождаются из распада морали «доброго старого времени». И через этот распад видна вся пропасть различия между Наташей и Анатолием.  Неслучайно Наташе в присутствии Анатоля «приятно, но почему-то тесно и тяжело». Она испытывает удовольствие, волнение  и вместе с ним страх от отсутствия преграды стыдливости  между нею и этим человеком. Мне кажется, Толстой хочет сказать нам, что свобода человека не вне морали. Свободные отношения должны быть направлены нравственным чувством людей. В идеале то и другое должно совпадать, чтобы нравственность не была насилием над свободой, а свобода не была аморальна.
                 И в этом смысле «Война и мир», объёмами и непонятностью которой меня так пугали, стала после прочтения близка и понятна. Сегодня тоже остро стоят на повестке дня вопросы морали и свободы, патриотического долга и обывательщины. Ответы на некоторые из них я смогла найти в романе, например: «нет нравственного стержня в родителях – не будет его и в детях» или «браки, построенные по расчету, нежизнеспособны.»  Некоторые не нашла. Но раздумья по  поводу этих проблем  меня вдохновили, а уж эмоциональный отклик  на них, я, несомненно, услышала в своей душе.