Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. (Талмуд)
среда, 24 апреля 2013 г.
воскресенье, 21 апреля 2013 г.
Зачем человеку нужна поэзия?
В истории случаются периоды, когда на почве любви к поэзии создаются достаточно прочные и даже приобретающие общественный статус объединения людей, как это было в период золотого и серебряного веков русской культуры.
И сейчас мы узнаем людей, близких по душевному настрою, по цитате, произнесенной вовремя и выражающей сходную с нашей оценку того или иного события.
Когда меня спрашивают, зачем читать стихи, я говорю, что они являются своеобразным кодом или паролем для тех, кто способен и хочет понимать экзистенциальный аспект бытия человека. Это как серьга в ухе: я свой или я чужой, если серьги нет.
Кроме того, стихи выполняют терапевтическую роль в жизни индивида, способствуют его душевному здоровью. Помните у Мандельштама:"Читателя! Советчика! Врача!" Эти слова у поэта - контекстные синонимы.
Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок.
От замкнутых я,что ли,пьян дверей?
И хочется мычать от всех замков и скрепок.
И переулков лающих чулки,
И улиц перекошенных чуланы,
И прячутся поспешно в уголки
И выбегают из углов угланы.
И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке,
И, спотыкаясь,мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке,
А я за ними ахаю, крича
В какой-то мерзлый деревянный короб:
"Читателя! Советчика! Bрача!
На лестнице колючей разговора б!"
(О.Э.Мандельштам)
И сейчас мы узнаем людей, близких по душевному настрою, по цитате, произнесенной вовремя и выражающей сходную с нашей оценку того или иного события.
Когда меня спрашивают, зачем читать стихи, я говорю, что они являются своеобразным кодом или паролем для тех, кто способен и хочет понимать экзистенциальный аспект бытия человека. Это как серьга в ухе: я свой или я чужой, если серьги нет.
Кроме того, стихи выполняют терапевтическую роль в жизни индивида, способствуют его душевному здоровью. Помните у Мандельштама:"Читателя! Советчика! Врача!" Эти слова у поэта - контекстные синонимы.
Куда мне деться в этом январе?
Открытый город сумасбродно цепок.
От замкнутых я,что ли,пьян дверей?
И хочется мычать от всех замков и скрепок.
И переулков лающих чулки,
И улиц перекошенных чуланы,
И прячутся поспешно в уголки
И выбегают из углов угланы.
И в яму, в бородавчатую темь
Скольжу к обледенелой водокачке,
И, спотыкаясь,мертвый воздух ем,
И разлетаются грачи в горячке,
А я за ними ахаю, крича
В какой-то мерзлый деревянный короб:
"Читателя! Советчика! Bрача!
На лестнице колючей разговора б!"
(О.Э.Мандельштам)
вторник, 26 марта 2013 г.
Кто такой протагонист?
Протагони́ст (греч. πρωταγωνιστής: πρώτος — «первый» и αγωνίζομαι — «состязаюсь», αγωνιστής — «борец») — главный герой, главное действующее лицо, актёр, играющий главную роль в трагедии.
Впервые введён в действие трагедии в 534 году до н. э., когда в Афинах выступил со своим хором «отец аттической трагедии» Феспис.
В более общем смысле протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения, компьютерной игры или фильма. Антоним этого понятия - антагонист, т.е. противоположный главному герою персонаж. Протагонист противопоставляется антагонисту.
В 1960 году на киноэкраны вышли фильмы «Психо» и «Приключение», шокировавшие зрителей внезапным исчезновением главного героя в начале фильма. Подобный персонаж может быть определён как «ложный протагонист» (англ.).(Источник - Википедия).
Впервые введён в действие трагедии в 534 году до н. э., когда в Афинах выступил со своим хором «отец аттической трагедии» Феспис.
В более общем смысле протагонистом часто называют главного героя сюжета литературного произведения, компьютерной игры или фильма. Антоним этого понятия - антагонист, т.е. противоположный главному герою персонаж. Протагонист противопоставляется антагонисту.
В 1960 году на киноэкраны вышли фильмы «Психо» и «Приключение», шокировавшие зрителей внезапным исчезновением главного героя в начале фильма. Подобный персонаж может быть определён как «ложный протагонист» (англ.).(Источник - Википедия).
среда, 20 марта 2013 г.
воскресенье, 17 марта 2013 г.
Новый учебник "Советская литература"
«Подобной книги о любви я до сих пор не читала»
Я давно не читала книг о любви. В конце-концов все
настоящие книги – о любви, как бы, вероятно, сказал человек, о котором и
пойдет речь ниже. Это безусловно, но вот такой любви, о такой любви –
нет, давно не читала.И вот я открыла книгу Дмитрия Быкова «Советская литература».Сама не знаю, почему первым делом прочла главу об Асадове, а потом об Ахмадулиной. Да знаю, конечно. Я не представляла себе, что может написать об Асадове, фамилия которого среди моих филфаковских собратьев была ругательством – что может написать о нем Дмитрий Быков? «То, что стихи Асадова не выдерживают никакой критики с точки зрения литературных критериев, – вещь настолько очевидная, что доказывать ее смешно, Это не поэзия, или, верней, другая поэзия. Подобные стихи пишут почти все читатели Асадова: библиотекарши, курсанты, офицерские дочки…Но ценности, утверждаемые им, – ценности нормальные, хорошие, и хотя я не люблю ни стихов Асадова, ни их читателей, – я глубоко уважаю его как человека.» От Быкова я узнала историю жизни Асадова, которая стоит иных стихов, и поняла, что ему удалось ответить на вопрос, который целую жизнь оставался у меня без ответа. Неприкосновенное человеческое достоинство преображает даже и стихи, не выдерживающие критики, превращая их в вещество, без которого трудно выжить.
Второе открытие было про Беллу Ахмадулину. Я никому не могла признаться, что не люблю ее стихов, но – и вот за этим «но» не появлялись никакие стоящие слова, чтобы выразить все, что у меня с ней связано. Быков слова нашел: «…такая саморастрата, алкоголь, промискуитет, многобрачие, эпатаж – все было неким экзистенциальным вызовом. Не только Системе, не только ее властям и ее быдлу, но и миропорядку, установлениям человеческой жизни: романтическим поэтам они невыносимы. Отсюда и безоглядная храбрость Ахмадулиной, полное отсутствие у нее инстинкта самосохранения…Жест? –да.
Материал Ольги Богуславской в "Московском комсомольце"
http://www.mk.ru/zloba-dnya/article/2013/03/09/823328-dmitriy-byikov-napisal-udivitelnyiy-uchebnik-literaturyi.html
вторник, 19 февраля 2013 г.
" В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО... ": Готовимся к ЕГЭ. Часть А
" В НАЧАЛЕ БЫЛО СЛОВО... ": Готовимся к ЕГЭ. Часть А
http://kashctan.blogspot.com/p/blog-page_22.html?spref=bl
А1 - правильное произношение.
http://kashctan.blogspot.com/p/blog-page_22.html?spref=bl
А1 - правильное произношение.
воскресенье, 6 января 2013 г.
226 лет букве...
Буква Ё стоит на 7-м месте в алфавите.
- В русском языке около 12500 слов с Ё. Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются.
- Частота встречаемости Ё – 1% от текста. То есть на каждую тысячу знаков текста приходится в среднем по десять ёшек.
- Первая известная опечатка в слове с буквой «ё» («гарнёный» вместо «гранёный») относится к 1797 году.
- Более 300 фамилий в России различаются только наличием в них Е или Ё. Например, Лежнев – Лежнёв, Демина – Дёмина.
- Отчество В.И.Ленин в творительном падеже принято было писать Ильичём (в то время как для всех прочих после 1956 года применялось только Ильичом). Нет сведений о том, что это правило отменено.
- Существует редкая русская фамилия Ё французского происхождения
- Во французском языке буква Ё записывается четырьмя буквами.
- Выборочное употребление буквы «Ё» как норма русского письма закреплено в 1956 году.
- В расчётной сети Банка России буква «Ё» была запрещена в текстовых полях до 15.05.2009.
- В русском языке около 12500 слов с Ё. Из них около 150 на Ё начинаются и около 300 на Ё заканчиваются.
- Частота встречаемости Ё – 1% от текста. То есть на каждую тысячу знаков текста приходится в среднем по десять ёшек.
- Первая известная опечатка в слове с буквой «ё» («гарнёный» вместо «гранёный») относится к 1797 году.
- Более 300 фамилий в России различаются только наличием в них Е или Ё. Например, Лежнев – Лежнёв, Демина – Дёмина.
- Отчество В.И.Ленин в творительном падеже принято было писать Ильичём (в то время как для всех прочих после 1956 года применялось только Ильичом). Нет сведений о том, что это правило отменено.
- Существует редкая русская фамилия Ё французского происхождения
- Во французском языке буква Ё записывается четырьмя буквами.
- Выборочное употребление буквы «Ё» как норма русского письма закреплено в 1956 году.
- В расчётной сети Банка России буква «Ё» была запрещена в текстовых полях до 15.05.2009.
четверг, 3 января 2013 г.
воскресенье, 23 сентября 2012 г.
воскресенье, 15 июля 2012 г.
Булат Окуджава о борцах и конформистах.
Песенка
Совесть, Благородство и Достоинство -вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь,
за него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
но зато умрешь как человек.
четверг, 12 июля 2012 г.
Двоешники, ставшие дельцами,
школьной неподвластные программе,
наши завалившие дела, -
как вы закусили удила!
Как смогли без разговоров лишних
круглых наших увести отличниц
в кабинет, отделанный сукном,
с длинным полированным столом?
И теперь решаете годами,
что вам делать с нами, мозгляками,
в тех - от чтенья лишнего - очках,
с барабанной палочкой в руках.
Олег Хлебников.
школьной неподвластные программе,
наши завалившие дела, -
как вы закусили удила!
Как смогли без разговоров лишних
круглых наших увести отличниц
в кабинет, отделанный сукном,
с длинным полированным столом?
И теперь решаете годами,
что вам делать с нами, мозгляками,
в тех - от чтенья лишнего - очках,
с барабанной палочкой в руках.
Олег Хлебников.
вторник, 12 июня 2012 г.
четверг, 16 февраля 2012 г.
суббота, 10 декабря 2011 г.
Наши поэты
Конечно, Баратынский схематичен,
Бесстильность Фета всякому видна,
Блок по-немецки втайне педантичен,
У Анненского в трауре весна,
Цветаевская фанатична Муза,
Ахматовой высокопарен слог,
Кузмин манерен, Пастернаку вкуса
Недостает: болтливость вот порок,
Есть вычурность в строке у Мандельштама,
И Заболоцкий в сердце скуповат...
Какое счастье даже панорама
Их недостатков, выстроенных в ряд!
Александр Кушнер
Бесстильность Фета всякому видна,
Блок по-немецки втайне педантичен,
У Анненского в трауре весна,
Цветаевская фанатична Муза,
Ахматовой высокопарен слог,
Кузмин манерен, Пастернаку вкуса
Недостает: болтливость вот порок,
Есть вычурность в строке у Мандельштама,
И Заболоцкий в сердце скуповат...
Какое счастье даже панорама
Их недостатков, выстроенных в ряд!
Александр Кушнер
пятница, 25 ноября 2011 г.
среда, 31 августа 2011 г.
среда, 9 марта 2011 г.
Поэма А.Т. Твардовского "Василий Теркин". Вопросы к уроку.
1. Какого человека, какой тип русского национального характера, "советского" характера рисует автор в начальных главах "Переправа", "О войне"?
2. Можно ли русскую натуру Теркина сопоставить с русской натурой Тушина(Л.Толстой)с точки зрения "скрытой теплоты патриотизма"?
3. Какая сторона характера Теркина раскрывается в главе "О герое"?
4. Определить смысл и особое место в поэме глав "Смерть и воин", "Про солдата-сироту".
2. Можно ли русскую натуру Теркина сопоставить с русской натурой Тушина(Л.Толстой)с точки зрения "скрытой теплоты патриотизма"?
3. Какая сторона характера Теркина раскрывается в главе "О герое"?
4. Определить смысл и особое место в поэме глав "Смерть и воин", "Про солдата-сироту".
Виктор Некрасов. В окопах Сталинграда. Вопросы к уроку.
1. Что характерно для описания войны Некрасовым? Аргументировать высказывания чтением наиболее выразительных фрагментов.
2. Смысл пейзажных зарисовок на страницах повести. Их стилистика. Идея человека и природы, человека войны человека войны у Некрасова в сопоставлении с с Л. Толстым.
3. Человек на войне в художественном осмыслении Некрасова. Проследить на примере судьбы одного из персонажей. авторское отношение к героям. (О Керженцеве или Абросимове;об "открытии" автора людей войны).
4. Традиции и новаторство в изображении войны и человека на войне.
2. Смысл пейзажных зарисовок на страницах повести. Их стилистика. Идея человека и природы, человека войны человека войны у Некрасова в сопоставлении с с Л. Толстым.
3. Человек на войне в художественном осмыслении Некрасова. Проследить на примере судьбы одного из персонажей. авторское отношение к героям. (О Керженцеве или Абросимове;об "открытии" автора людей войны).
4. Традиции и новаторство в изображении войны и человека на войне.
среда, 16 февраля 2011 г.
суббота, 12 февраля 2011 г.
вторник, 8 февраля 2011 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)