План и тезисы к сочинению по предложенному тексту . ОГЭ 2019 г.
https://app.box.com/s/yp6wu7alppy08dwsscm7e0m4dip4sx8u
https://app.box.com/s/yp6wu7alppy08dwsscm7e0m4dip4sx8u
Многому я научился у своих наставников, еще большему у своих товарищей, но больше всего - у своих учеников. (Талмуд)
|
Александр Блок и его жена Любовь Дмитриевна Менделеева. 1903 го |
1.1. Слова, образованные от
существительных
|
1.2. Слова, образованные от глаголов
|
1) Н
|
1)
Н
|
-АН – ПЕСОК - ПЕСЧАНЫЙ
-ЯН – ГЛИНА - ГЛИНЯНЫЙ
- ИН – УТКА -
УТИНЫЙ
Исключения:
стеклянный, оловянный, деревянный.
ВНИМАНИЕ! багряный, юный,
румяный, свиной, пряный, зелёный, рдяный.
|
нет приставки – крашеный, крещёный
нет зависимого слова – крашеный пол
приставка НЕ –
некрашеный пол, но незакрашенное пятно (не+за)
сложные слова: гладкокрашеная ткань
Запомнить: ветреный день, человек, но ветряная мельница.
Жареный картофель, масленые блины.
|
2) -НН
|
2) -НН
|
-ОНН - : РЕВОЛЮЦИОННЫЙ
-ЕНН - : ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ
-Н+Н - : СОН – СОННЫЙ, ТУМАН –
ТУМАННЫЙ
слова на – ина:
Истина – истинный
Былина – былинный
ВНИМАНИЕ: безымянный, стремянной
(стремянный)
Запомнить: гостиный довор, гостиная, гостиница (от гость), но
гостинный гарнитур (мебель для гостиной)
|
есть приставка – покрашенный
есть зависимое слово – крашенный краской пол
-ова/нн/ый, ёва/нн/ый – организованный, корчёванный. Кроме кованый,
жёваный.
С основой на -рощенный,
- варенный – доморощенный, солеваренный
Наречия очень, совершенно не являются
зависимыми словами.
ВНИМАНИЕ! Причастия без приставок: купленный,
лишённый, брошенный, решённый, обещанный, рождённый, пойманный, прощённый,
пленённый, данный, обиженный, виденный, читанный , прощённый и т.д.
|
1) –НН -:
нежданный, негаданный, невиданный, неслыханный, желанный, жеманный,
отчаянный, нечаянный, священный, чеканный, неожиданный;
2) –Н -: смышлёный человек, леность, мученик –
мученица, труженик – труженица, пудреница, путаник – путаница, свояченица.
3) –Н -
-НН-: конченый человек (плохой), но конченный в срок отчёт;
названый брат, но названный выше; посажёный отец, но посаженное дерево;
приданое невесты, но приданный кому-то;
4) –Н- - НН-: в повторяющихся отглагольных прилагательных
во втором слове пишется столько Н , сколько и в первом: латаный-перелатаный,
стираный-перестираный и др.
|
3.1. В кратких причастиях всегда пишется одно Н: решённая
задача – задача решена; сделанная работа – работа сделана.
3.2. В наречиях и кратких прилагательных пишется столько
же н, сколько и в полных формах,
от которых они образованы: туманная ночь – ночь туманна (кр.прил.); бешеный
конь – мчаться бешено (нареч.); взбешённый взгляд – посмотрел взбешённо
(нареч.)
К краткому причастию всегда можно добавить сущ. в твор.
падеже.
|
№ | Критерий | Что проверяют? | За что поставят «незачет»? |
1 | Соответствие теме | Проверяется содержание сочинения и умение ученика рассуждать на заданную тему. | Работа не соответствует теме или вообще не имеет цели высказывания. Автоматически будет «незачет» по работе в целом! |
2 | Аргументация | Проверяется умение выпускника использовать литературный материал из разных изученных произведений для аргументации своей позиции. | Вообще отсутствует привлечение литературного материала, либо в случае существенного искажения содержания литературного произведения, на которое ссылается ученик. Автоматически будет «незачет» по работе в целом! |
3 | Композиция | Проверяется логичность цепочки рассуждений, умение выдерживать оптимальное соотношение между тезисом и доказательствами. | В работе полностью отсутствует тезисно-доказательная часть или имеют место грубые логически нарушения, которые мешают понять суть рассуждений. |
4 | Качество речи | Проверка речевого оформления текста, уровня владения литературным русским языком. | Очень низкое качество речи, работа содержит много речевых штампов, разговорных (не литературных) слов. |
5 | Грамотность | Проверка текста на наличие грамматический и пунктуационных ошибок. | Учеником допущено более 5 ошибок на каждый 100 слов сочинения. |
1 | Вступление | Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной части. |
2 | Основная часть | Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения |
2-й тезис и аргументация | ||
3-й тезис и аргументация | ||
3 | Заключение | Примерно 60-70 слов. Блок стоит начинать с итоговых конструкций «Подводя итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др. |