среда, 25 января 2023 г.

 Таблица «Чередование гласных в корне  слов»

Корень

От чего зависит написание

Примеры

 

1) -раст- (-ращ-) // -рос-

 

От следующей буквы в корне слова:

1) перед ст (щ) пишем а, перед с — о;

 

1) Выросли, растение, выращенные.

Исключения: росток, Ростов, Ростислав, ростовщик, отрасль, подростковый, вырост.

2) -лаг-//-лож-

2) перед г пишем а, перед ж — о;

 

2) Приложить, полагающий.

3) -скак-//-скоч-

3) перед к пишем а, перед ч — о.

3) Скакать, вскочить.

 

Исключения: формы спряжения глагола скакать (скачу, скачешь, скачет), скачок.

 

4) -гар-//-гор-

От ударения — в безударном положении пишем букву о.

4). Загорáть, выгорáющий; под ударением — как слышится: загáр.

 

Исключения: при́гарь, вы́гарки.

5) -твар-//-твор-

5) Творе́ние, творе́ц.

 

Исключение: у́тварь.

 

 6) -клан-//-клон-

6) Поклони́ться, уклони́ться; под ударением — как слышится: поклóн, клáняться.

 

7) -зар-//-зор-

От ударения — в безударном положении пишем букву а.

7) Заря́, зарева́ть, заря́нка; под ударением — как слышится: зо́рька, зо́ри.

 

8) -плав-//-плов-

8) Поплаво́к, плаву́честь.

Исключения: плове́ц, пловчи́ха, пловцы́, плывуны́.

 

9) -мак-//-моч-

От оттенков значения:

9) «погружать в жидкость» — с буквой а; «пропускать жидкость» — с буквой о;

9) Макать, обмакнуть, промочить, вымокнуть.

10) -равн-//-ровн-

10) «делать(-ся) ровным, гладким» — с буквой о; «быть/делать равным кому-то, чему-то» — с буквой а

10) Выровнять (ряды), уравнять (количество).

 

Исключения: ровесник, равнина, уровень, равнение (направо).

11) -бер-//-бир-

От следующего суффикса -а-:

 

11–19) при наличии суффикса пишем букву и, если суффикса нет — букву е;

11) Выбирать, соберу.

 

 

12) -дер-//-дир-

12) Выдирать, сдерут.

 

 

13) -пер-//-пир-

13) Запирать, отпереть.

 

 

14) -тер-//-тир-

14) Стирать, стереть.

 

 

15) -мер-//-мир-

15) Умирать, умереть.

 

 

6) -жег-//-жиг-

16) Сжигать, выжег.

 

 

17) -стел-//-стил-

17) Расстилать, застелить.

 

 

18) -блест-//-блист-

18) Блистать, блестеть.

 

 

19) -чет-//-чит-

19) Вычитать, вычет.

 

Исключения: сочетание, сочетать.

20) -кас-//-кос-

20) Прикасаться, прикоснуться

 

 

 

21) Корни с чередованием а(я)//им, а(я)//ин

21) Без ударения пишем им и ин, если есть суффикс -а-.

21) Сжать — сжимать, понять — понимать, начать — начинать.

среда, 18 января 2023 г.

вторник, 17 января 2023 г.

Готовимся к собеседованию в 9 классе 08.02.2023 г.

https://ruso-oge.sdamgia.ru/test?id=1345961&print=true

Сдам ГИА. Решу ОГЭ

Образовательный портал «РЕШУ ОГЭ» (https://ruso-oge.sdamgia.ru)

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
Интонация
ИЧИнтонация соответствует пунктуационному оформлению текста1
Интонация не соответствует пунктуационному оформлению текста0
Темп чтения
ТЧТемп чтения соответствует коммуникативной задаче1
Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче0
Максимальный балл2

Пояснение.

Выразительное чтение должно правильно передавать содержание читаемого текста. Попробуйте сразу выделить микротемы текста  — это поможет Вам и при выполнении задания № 2.

Во время чтения обращайте внимание на знаки препинания, которые помогут Вам правильно передать интонации: выделять вопросы и побуждения.

Следите за тем, чтобы звуки и слова произносились чётко и грамотно.

Не забывайте о логическом ударении, которое приходится на слово или слова, несущие главную смысловую нагрузку.

Обращайте внимание на темп чтения. Он должен соответствовать ком-муникативной задаче, т. е. передавать замысел автора.

Старайтесь передать эмоциональную окрашенность текста, используя для этих целей соответствующую интонацию, громкость голоса.

Отведите на подготовку к этому заданию 1,5−2 минуты и не более 3-х минут на выразительное чтение текста.


КритерийБаллы
K1Соответствие интонации пунктуационному оформлению текстаВаша оценка (баллов): 
K2Соответствие темпа чтения коммуникативной задачеВаша оценка (баллов): 
Дополнительно

Задание 2 (С2) № 198

Критерии оценивания выполнения заданияБаллы
П1Сохранение при пересказе микротем текста

Все основные микротемы исходного текста сохранены1
Упущена или добавлена одна микротема или более0
П2Соблюдение фактологической точности при пересказе

Фактических ошибок, связанных с пониманием текста, нет1
Допущены фактические ошибки (одна и более)0
П3Работа с высказыванием

Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа уместно, логично1
Приведённое высказывание включено в текст во время пересказа неуместно и/или нелогично,

ИЛИ

приведённое высказывание не включено в текст во время пересказа

0
П4Способы цитирования

Ошибок нет1
Допущены ошибки при цитировании (одна и более)0
Максимальный балл4

 

 

Критерии оценивания выполнения заданий 1 и 2Баллы
ГСоблюдение грамматических норм

Грамматических ошибок нет1
Допущены грамматические ошибки (одна и более)0
ОСоблюдение орфоэпических норм

Орфоэпических ошибок нет,

ИЛИ

допущено не более одной орфоэпической ошибки (исключая слово в тексте с поставленным ударением)

1
Допущены орфоэпические ошибки (две и более)0
РСоблюдение речевых норм

Речевых ошибок нет,

ИЛИ

допущено не более трёх речевых ошибок

1
Допущены речевые ошибки (четыре и более)0
Иск.Искажения слов

Искажений слов нет1
Допущены искажения слов (одно и более)0
Максимальный балл4

Перескажите прочитанный Вами текст о Викторе Михайловиче Васнецове, включив в пересказ слова историка искусств В. В. Ста́сова:

«Я считаю, что в истории русской живописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест».

Подумайте, где лучше использовать слова В. В. Стасова в пересказе. Вы можете использовать любые способы цитирования.



 

четверг, 20 октября 2022 г.

Примерный план к сочинению по одной из тем

 ПЛАН к теме сочинения.  Становление личности Петра Гринёва

I.Вступление.

Связь романа Пушкина с современностью.

II.Основная часть.

1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.

2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера:

а) встреча с Зуриным;

б) встреча с вожатым;

в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.

3.Гринёв во время грозных исторических событий.

4. История отношений с Пугачёвым.

5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать.

III. Заключение.

Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.

понедельник, 26 сентября 2022 г.

Примерный анализ стихотворения

 

План анализа стихотворения

 1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения / когда написано, по какому поводу, кому посвящено/.

3. Тема, идея, основная мысль / о чем стихотворение /. Цитаты из текста, подтверждающие выводы. Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

       А)  Тема стихотворения:
         - пейзаж;
         - общественно-политическая;
         - любовная/интимная;
         - философская.

Б) Идея

В) Настроение

        Г)  Сюжет:
         - есть сюжет: образы событий (...каких именно...);
         - без сюжета: образы чувств (...).

4. Какими художественными средствами раскрывается основная мысль автора, тема и идея стихотворения

1) Подобрать в тексте «ключевые» слова и образцы, раскрывающие главную мысль поэта, составить «цепочки» ключевых слов.

2) Проанализировать художественные приёмы, которые использует автор: метафоры, эпитеты, олицетворения, метонимии, сравнения.

3) Необходимо помнить, что за счёт применения определённых художественных приёмов слово в стихе значит больше, чем в обыденной речи / т.е. больше своего лексического значения, которое зафиксировано в толковых словарях/. Слово приобретает новый смысл, возникают новые связи между словами. Так и создаётся поэтический образ, который отражает неповторимость художественной манеры автора. Необходимо обратить внимание на:

А) Ритм стиха, стихотворный размер:

Ямб 2,4,6,8,10

Хорей 1,3,5,7,9

Дактиль 1,4,7,10

Амфибрахий 2,5,8,11

Анапест 3,6,9,12

 

Б) Рифма:
         аабб - парная;
         абаб - перекрёстная;
         абба - кольцевая.
         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха.
         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

Рифма дополнительно связывает по смыслу рифмующиеся слова и строчки, создаёт новые значения слов.

 

В) Звуковые повторы/связывают по смыслу слова в строке, стихи в строфе, как бы «внутренняя рифма»/.

И крутится в моём мозгу:

Мазурка, море, смерть, Марина

5) Композиция лирического произведения.
Необходимо:
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении;
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли;
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.)
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание;
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок").
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы).
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли.
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф.
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

6. Поэтическая лексика.
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов.
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным;
- определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении:
         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы;
         - гипербола - художественное преувеличение;
         - ирония - скрытая насмешка;
         - литота - художественное преуменьшение;
         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют;
         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует;
         - параллелизм;
         - сравнение;
         - эпитет - художественное определение.

7. Стилистические фигуры:
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи)
- антитеза/противопоставление;
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный;
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции;
- повторы/рефрен;
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа;
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика:
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи.
- аллитерация - повторение одинаковых согласных;
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф;
- ассонанс - повторение гласных;
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское "Я".
- сам автор,
- рассказ от лица персонажа,
- автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

 

 

Помните, анализ стихотворения пишется как сочинение, никаких пунктов плана не ставим, это законченный текст  с обязательным цитированием! В кавычки берем слово, словосочетание, 1 строку, более одной строки, оформленные как стихотворение, идет без кавычек, например:

1.   Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека:

И скучно, и грустно, и некому руку подать

    В минуту душевной невзгоды…

 ИЛИ

2.   Лермонтов задумывается о том, как одиночество влияет на человека: «И скучно, и грустно, и некому руку подать/ В минуту душевной невзгоды»

понедельник, 27 июня 2022 г.

Что значит "находиться под эгидой"?

 Мифическая накидка из козьей шкуры, принадлежавшая Зевсу и обладавшая волшебными защитными свойствами. а сейчас есть выражение:   "находиться под эгидой", равно "находиться под защитой кого-то властного". Но слово эгида, значение его неоднозначно. Причем, совершенно очевидно, что значение «буря» по отношению к эгиде употребляется в переносном смысле, ибо подразумевается щит (в значении «эгида»), которым Зевс громыхает и «вздымает грозные бури». О том, что значение «козья шкура» является для эгиды первичным, помимо Гомера, поведавшего о происхождении щита Зевса из шкуры козы Амалфеи (Ἀμάλθεια), повествует также и Геродот:

Пример современного употребления:"Он находится под эгидой ООН."